Деловая конъюнктура

Индикаторы
Москва, 21.12.2009
«Эксперт» №49 (686)
Предприятия ожидают паузы роста в начале 2010 года; Покупательская активность населения восстанавливается

Сергей Цухло из ИЭПП подвел первые итоги опроса предприятий в декабре, констатировав, что в этом месяце выход российской промышленности из кризиса приостановился. Рассчитываемый им индекс настроений руководителей предприятий на основе четырех важнейших индикаторов состояния вверенных им производств (прогнозы выпуска, оценка фактического изменения спроса и удовлетворенности предприятий им, состояние складских запасов — ни один из которых не доступен госстатистике) переживает в декабре наиболее серьезное ухудшение с кризисного ноября прошлого года. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет об очищенных от сезонных влияний показателях, поскольку один из входящих в этот расчет индикаторов — прогноз выпуска — резко падает в конце года независимо от конъюнктуры, потому что руководители предприятий оценивают ситуацию в «нерабочем» январе.

Первые декабрьские оценки не показали улучшения ситуации в промышленности ни по одному из входящих в данный набор индикаторов. Больше всего снизилась удовлетворенность предприятий уровнем реализации своей продукции. Весь ее рост за предыдущие три месяца сошел на нет, и оценка предприятиями ситуации со спросом «вернулась в август». На середину декабря только треть предприятий удовлетворены объемами сбыта своей продукции, тогда как в ноябре удовлетворенность достигла кризисного максимума в 40% предприятий, считавших спрос нормальным. Автор опроса объясняет такое резкое снижение показателя удовлетворенности спросом отсутствием прогресса в динамике продаж, на который, видимо, рассчитывали многие предприятия.

И действительно, весь четвертый квартал мы видим (после сезонной очистки) примерно постоянный, хотя и близкий к нулю темп снижения без какого-либо намека на прогресс. Если же смотреть на исходные, не очищенные от сезонности цифры изменения спроса, то два последних месяца предприятия рапортуют о существенном его сжатии, причем с ускорением.

Производственные планы предприятий снижаются второй месяц подряд и потеряли за это время все 15 пунктов оптимизма по очищенным от сезонности данным. А по исходным рядам потери составили 35 пунктов, в результате чего декабрьский баланс планов выпуска 2009 года оказался ближе всего к ноябрьско-декабрьскому балансу 2008 года, когда промышленность проходила пик текущего кризиса. Правда, учитывая «фактор января», о котором упоминалось выше, может быть, излишне драматизировать это падение и не стоит. В очищенных от сезонности цифрах производственных планов (или прогнозов) на начало года мы видим, грубо говоря, «твердый ноль» после весьма оптимистичных прогнозов августа–ноября. Если интерпретировать эти прогнозы предприятий как опережающие индикаторы будущего выпуска (наблюдения показывают, что это не всегда так, чаще всего прогнозы оказываются инерционными, просто воспроизводя существующие тенденции), то можно предположить, что в декабре мы все еще увидим положительный прирост производства в промышленности, а вот в начале года — уже, вероятно, нулевой.

Пока же Росстат зафиксировал

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (686) 21 декабря 2009
    Новогодние распродажи
    Содержание:
    Скромный ажиотаж

    Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама