На восходящем тренде

Спецвыпуск
Москва, 21.12.2009
Воронежская область, никогда не считавшаяся передовым в экономическом смысле регионом, нащупала направления, которые выводят ее на траекторию успешного социально-экономического развития

Если бы не почти миллионный областной центр, Воронежскую область можно было бы отнести к многочисленному отряду типичных российских регионов — небольших по численности населения, небогатых полезными ископаемыми, но с достаточно развитым агропромышленным сектором. В современной России регион не отличался выдающимися успехами в экономике и крупными инвестиционными проектами. Более того, в 1990-х у Воронежской области была репутация региона, относящегося к «красному поясу».

Тем более поразительно, что при таком послужном списке Воронежская область сыграла весьма заметную роль после распада СССР, став интегратором ряда российских территорий. Так, Воронеж оказался в центре Ассоциации субъектов Центрально-Черноземного региона, которая объединила шесть областей: Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Тамбовскую. Причем некоторые из них территориально не относятся к Черноземью. Но ассоциация была весьма деятельна, что и привлекало к ней брошенные Центром регионы. А с 2001 года Воронеж стал еще и одним из создателей Ассоциации экономического взаимодействия всех регионов Центрального федерального округа (ЦФО), так называемой Центрально-Черноземной.

Вот так в одном регионе, с одной стороны, наблюдалась экономическая стагнация, а с другой — намечался рост деловой активности.

В нужном месте

Заметное экономическое оживление области началось лишь в последние годы. Причин можно назвать несколько. Прежде всего следует отметить, что в стране в целом возникла экономическая потребность в одном из важнейших достояний Воронежской области — ее поистине выдающемся транспортно-географическом положении. Регион расположен на пересечении транспортных коридоров Север—Юг и Запад—Восток и граничит с Украиной, четырьмя регионами Центрального федерального округа, одним— Приволжского и двумя — Южного. Столь многочисленных соседей имеет лишь считаное число регионов России. В этом окружении Воронежская область объективно играет связующую роль, что и объясняет ее консолидирующее значение в межрегиональных ассоциациях, возникавших в последние два десятилетия.

В связи с географическим положением области особое значение приобрела ее транспортная инфраструктура. Здесь есть все виды транспорта. Недалеко от Воронежа находится международный аэропорт. Юго-Восточная железная дорога, пересекающая область, связывает центр европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной и Востоком. Крупнейшие железнодорожные узлы Лиски и Поворино, а также Борисоглебск обеспечивают транзит железнодорожных грузов. Через Воронеж проходит несколько автомобильных трасс федерального значения: Москва—Новороссийск, Москва—Астрахань, Курск—Саратов. На территории области действует речной порт Лискинский и существует возможность обеспечивать судоходную связь по Дону с Азовским, Каспийским и Черным морями. Роль Воронежской области как транзитного региона возрастает и в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи, а также с прокладкой скоростных магистралей.

Следует упомянуть и то, что Вороне

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (686) 21 декабря 2009
    Новогодние распродажи
    Содержание:
    Скромный ажиотаж

    Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама