По ценам — из автомата

Русский бизнес
«Эксперт» №49 (686) 21 декабря 2009
Розничная сеть «Ашан» решила бороться за покупателя в небольших городах с помощью нового формата магазинов — автоматизированных гипермаркетов
По ценам — из автомата

Мэр Пензы Роман Чернов, отсканировав товар, неуверенно подносит выданный ему талон со штрихкодом к автоматической кассе и, пользуясь подсказками персонала, оплачивает свою покупку. Еще пара советов помогает ему преодолеть последний электронный кордон: теперь нужно отсканировать кассовый чек, чтобы выйти из магазина. Такие же трудности испытали рядовые пензенцы, приехавшие на окраину города в новый гипермаркет «Радуга». Но руководство компании «Ашан Россия», присутствующее на открытии, уверено, что трудности эти временные, зато, освоившись, покупатели получат двойную выгоду: низкие цены и отсутствие очередей.

Гипермаркет «Радуга» — принципиально важный проект для «Ашана». Применяемые здесь технологические новации, одной из которых является автокасса, означают поворот в развитии продуктового ритейла не только в России, но и за рубежом. По словам президента «Ашана Россия» Франсуа Коломбье, нововведения направлены на сокращение издержек и снижение цен, что должно привлечь как можно больше клиентов в период кризиса, который — в этом французы уверены — продлится долго. Проект предусматривает открытие небольших гипермаркетов площадью 7 тыс. кв. м в городах с населением 250–700 тыс. человек (до сих пор «Ашан» открывал гипермаркеты площадью 15–20 тыс. кв. м лишь в городах-миллионниках), что позволит «Ашану» быстро войти на региональные рынки, пока недостаточно освоенные сетями.

Деньги из холодной комнаты

Внешне гипермаркет «Радуга» почти не отличается от «Ашана»: хорошая отделка, чистота в зале, большой выбор товара в каждой ассортиментной позиции. Правда, сам ассортимент здесь в три раза меньше — всего 10 тыс. позиций. О стремлении к экономии говорит и отсутствие продаж через прилавок, большое количество нераспакованных коробок с товаром, которые служат стойкой для продукции, сокращая складские площади.

Необычна холодная комната для свежих продуктов. В «Радуге» применена новая — по сравнению с гипермаркетами «Ашан» и Metro — технология холодообеспечения. В секторах холодной комнаты устанавливается необходимая температура — в зависимости от требуемых условий хранения продуктов: в овощном и фруктовом отделах температура выше, в мясном ниже. «Мы могли установить один режим, но наших покупателей не порадовала бы перспектива делать покупки в комнате, где температура не превышает двух градусов. А мы хотим, чтобы клиенты думали о товаре, а не холоде», — говорит директор проекта «Радуга» Брюно Гафар. Благодаря разным температурным режимам холодная комната используется и как склад, за счет чего складские площади для целых групп товаров оказываются практически не нужны.

В «Ашане» утверждают, что холодная комната — важный источник экономии. Она позволила уменьшить инвестиции в проект на 20% по сравнению с аналогичным по размерам «Ашан Сити», сократить операционные расходы и, соответственно, предложить цены более низкие, чем у конкурентов — «Ленты» и Metro, расположенных поблизости, если говорить о Пензе.

Потенциально на снижение издержек в «Радуге» работает и новая