«Аэрофлот» приземлил «Росавиа»

Повестка дня
Москва, 08.02.2010
«Эксперт» №5 (691)

Глава Минтранса Игорь Левитин на встрече с Владимиром Путиным выступил с революционным предложением: все авиакомпании, принадлежащие госкорпорации «Ростехнологии», передать в собственность «Аэрофлота». Премьер-министр России эту идею тут же поддержал: «Я согласен с вашим предложением. Решение принято, приступайте к работе». Это означает, что широко разрекламированный проект по созданию авиакомпании «Росавиа», который активно лоббировал гендиректор «Рос­технологий» Сергей Чемезов, теперь уже смело можно похоронить.

Напомним, что Чемезов два года назад смог убедить российские власти в том, что его команда способна сделать из десятка разрозненных авиаперевозчиков, в которых федеральный центр имел крупные пакеты акций, мощную единую авиакомпанию — «нового лидера отрасли, который будет конкурировать с “Аэрофлотом”». Несмотря на всю абсурдность своей затеи (было непонятно, зачем государство должно само с собой конкурировать), Чемезов в короткий срок получил желаемые активы, но эффективно управлять ими не смог. Большинство обретенных «Ростехнологиями» авиакомпаний очень быстро стали банкротами. Эта участь постигла «Домодедовские авиалинии», «Самару», «Красэйр» и «Омскавиа», которые составляли ядро печально известного альянса AirUnion, а также авиакомпанию «Дальавиа». Разорения сопровождались массовыми задержками рейсов и забастовками персонала. Всем стало ясно, что реализация прожектов Чемезова может обернуться настоящей катастрофой. Кстати, еще год назад тогдашний гендиректор «Аэрофлота», а ныне замминистра транспорта Валерий Окулов, предвидя надвигающиеся потрясения, публично назвал попытку создания «Росавиа» «очередным мыльным пузырем». Но тогда ему никто не поверил. И лишь сейчас власти наконец решили исправить свою ошибку.

Пока еще «Ростехнологии» владеют контрольными пакетами акций в трех действующих российских авиакомпаниях — «Владивосток Авиа», «Сахалинских авиатрассах» и «Саратовских авиалиниях». Но уже до конца нынешнего года все эти активы отойдут «Аэрофлоту». Более того, флагман нашей индустрии авиаперевозок получит еще трех государственных авиаперевозчиков — «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа» и ГТК «Россия». По словам Левитина, в 2010 году предполагается провести акционирование этих ФГУПов, после чего они также будут присоединены к «Аэрофлоту». В результате уже к началу следующего десятилетия на российском рынке авиаперевозок появится по-настоящему мощный игрок с общим объемом перевозок более 17,5 млн пассажиров в год, который займет почти 35% внутреннего рынка. «Это полностью вписывается в рамки антимонопольного регулирования», — заявил г-н Левитин. Тем не менее глава Минтранса обещал подумать вместе с ФАС над тем, «как в будущем осуществлять постоянный контроль» за деятельностью новой структуры. Проще говоря, Игорь Левитин дал понять, что сильно озабочен возможностью укрупненного «Аэрофлота» злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке. И совершенно напрасно. Сейчас «Аэрофлот» сконцентрирован в первую очередь на междунар

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (691) 8 февраля 2010
    Новый капитализм
    Содержание:
    Что не обсуждали в Давосе

    Форум в швейцарских Альпах не принес сенсаций. Участники были слишком погружены в обсуждение вероятности второй волны кризиса и деталей будущей системы финансового регулирования. Между тем уже понятно, чем будет заниматься мир в ближайшие десять лет

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Общество
    На улице Правды
    Реклама