Курс на полную викторию

Русский бизнес
«Эксперт» №8 (694) 1 марта 2010
Облигационный заем продуктового ритейлера «Виктория» стал началом реализации курса на агрессивный рост. Компания намерена не только открывать магазины, но и поглощать других игроков
Курс на полную викторию

Мы планируем потратить 50 миллионов долларов только на открытие магазинов на арендованных площадях. Возможна покупка сетей в регионах нашего присутствия, но уже за счет дополнительных инвестиций», — с таким заявлением руководство группы компаний «Виктория», работающей на рынке продуктового ритейла, выступило перед банковскими аналитиками незадолго до запланированного на середину февраля размещения двух облигационных займов на сумму 4 млрд рублей. Менеджеры «Виктории» еще не знали, что им придется ограничиться одним займом и гораздо меньшей суммой инвестиций. За два-три дня до размещения стало ясно, что второго транша не будет, так как инвесторы соглашались купить облигации серии БО-2 с офертой в полтора года по верхней процентной планке 12,75–13,75% годовых. Такая цена денег не устроила «Викторию». Да и по серии БО-1 с офертой в полгода и ставкой 12,25–13,25% удалось привлечь 1,5 млрд рублей вместо планируемых 2 млрд.

Однако такой исход дела не отменил амбициозных планов ритейлера. До сих пор росшая осторожно и стоявшая лишь на девятом месте среди федеральных розничных сетей, «Виктория» переходит к активной экспансии на рынке. Что касается денег, то благодаря достигнутой еще до кризиса высокой финансовой эффективности компания рассчитывает успешно расплатиться по нынешним облигациям и попытаться снова привлечь инвестиционные средства. Возможно, через IPO.

Медленно, но эффективно

Fitch Ratings присудил облигационному размещению «Виктории» международный рейтинг B–, «Стабильность», свидетельствующий о высокой эффективности компании. «По масштабу бизнеса ГК “Виктория” сопоставима с “Дикси”. При этом “Дикси” и ее выпуску облигаций не присвоены международные рейтинги, в чем она и уступает “Виктории”, — считает аналитик Номос-банка Александр Полютов. — Что касается лидеров рынка “Магнита” и X5 Retail Group, чьи выпуски обращаются на долговом рынке, рейтинг международного агентства присвоен только X5. Речь идет об уровне BB– от Standard & Poor’s, который на три ступени выше рейтинга Fitch В–. Но не стоит забывать, что объем выручки X5 превосходит объем выручки “Виктории” в шесть с половиной раз».

Действительно, «Виктория» за последние годы заметно улучшила операционные показатели бизнеса. Прежде всего, рентабельность по EBITDA компании выросла почти вдвое за три года, до 7,5%, достигнув уровня лидеров рынка (см. график 2). При этом долговая нагрузка 1,9x по отношению чистый долг/EBITDA говорит о весьма взвешенной политике в вопросе займов (к примеру, у X5 и «Дикси» эти показатели равны 3x и 2,4x соответственно). У «Виктории» есть кредитный транш в Альфа-банке на 200 млн долларов, из которого использовано только 68,5 млн, а также нетронутый кредит в Сбербанке на 3,2 млрд рублей.

Рост рентабельности «Виктории» стал возможным благодаря умелому управлению бизнесом и не совсем обычному форматированию магазинов. С одной стороны, она похожа на других мультиформатных ритейлеров, имея магазины в разных ценовых сегментах: дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркет

ГК «Виктория» образована в 1993 году в Калининграде. Управляет сетями супермаркетов «Виктория», «магазинов у дома» «Квартал», дискаунтеров «Дешево», гипермаркетов «Кэш».

Всего магазинов — 206.

Выручка в 2008 году — 40 млрд рублей.