Прямой вопрос

Спецвыпуск
«Эксперт» №10 (696) 15 марта 2010
Прямое страхование в России — динамично развивающийся, но пока еще убыточный бизнес. Его эффективность будет зависеть от степени охвата рынка и изменений в законодательстве

Прямое страхование — один из немногих сегментов российского страхового рынка, показавший значительную положительную динамику в кризисном 2009 году. На фоне общего падения страховых премий (без учета платежей по ОМС) на 7,5% и сокращения рынка страхования автокаско на 20,5% взносы, полученные российскими страховщиками в рамках прямого страхования, увеличились на 130%.

В настоящее время российские страховщики разделились на два лагеря — сторонников и противников развития прямого страхования. Сторонники прямого страхования говорят об экономии на агентских расходах, высоких технологиях и ссылаются на успешный западный опыт. Противники намекают на демпинг, предупреждают о зависимости от внешнего финансирования и вспоминают про якобы низкую страховую культуру населения.

Со второй попытки

Прямое страхование как инновация возникло на развитых страховых рынках в середине 80-х годов прошлого века. Первые специализированные прямые страховщики стали появляться в конце 80-х — начале 90-х годов. Сейчас на Западе доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах варьируется в разных странах от нескольких процентов до более половины розничных продаж.

В России первая компания по прямому страхованию, ЗАО «Прямое страхование», начала работать лишь с 1 июля 2005 года. За четыре года своей работы в качестве прямого страховщика компания так и не смогла набрать достаточно большой страховой портфель, заняв по итогам 2008 года лишь 387-е место по объему полученной страховой премии (по данным ФССН).

Второе открытие прямого страхования в России пришлось на 2008 год, когда на рынке появились сразу три новых прямых страховщика: ОАО «КИТ Финанс Страхование», ОАО «Интач Страхование» и ЗАО «Контакт-страхование». Среди универсальных страховых компаний первой стала развивать прямые продажи группа «Ренессанс Страхование».

По результатам исследования «Эксперт РА», объем премий, полученных в рамках прямого страхования в 2008 году, составил 0,8 млрд рублей, в 2009 году — уже 1,9 млрд рублей. Несмотря на значительный рост, доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах все еще невелика: в 2009 году она составила 0,4% от совокупных рыночных взносов и 0,8% — от взносов по автострахованию.

Актуальность прямого страхования возрастает на фоне набирающих обороты скандалов, связанных с недобросовестным поведением страховых посредников — брокеров и страховых агентов.

Впереди законодательства

В чем же заключается основная идея прямого страхования? Концепция прямого страхования состоит не столько в экономии на агентских комиссиях, сколько в использовании новых технологий и мощной IT-системы.

Прямое страхование — это новый тип услуги для страхователей (удаленное оформление полиса) и новые стандарты андеррайтинга для страховщиков (более высокая сегментация рынка, учет большего числа тарифных факторов, возможность оперативно оценивать спрос на различные продукты страхования и его эластичность, большая гибкость в ценовой политике).

Развитие прямого страхования в России сдерживают закон