Малыши вырастут

Спецвыпуск
«Эксперт» №15 (701) 19 апреля 2010
Улучшение конъюнктуры на лизинговом рынке в 2010 году должно привести к существенному росту масштабов сотрудничества лизингодателей и компаний малого и среднего бизнеса

В 2009 году на рынке лизинга, по оценкам «Эксперт РА», с малым бизнесом было заключено новых сделок на сумму 52,6 млрд рублей, со средним бизнесом — на 56,4 млрд. На фоне кризисных явлений в структуре лизинговых сделок в прошлом году существенно увеличилась доля лизингополучателей — крупных предприятий: с 49,8 до 64,4%. При этом доля малого бизнеса в структуре новых контрактов снизилась за год на 4,8 п. п., доля компаний среднего предпринимательства — на 10,8 п. п. На наш взгляд, такому снижению способствовали два фактора: во-первых, в начале года лизингодатели опасались финансировать мелкие компании из-за неясности перспектив их развития, во-вторых, представители крупного бизнеса получали государственную поддержку и выглядели более надежными клиентами.

Однако, несмотря на наблюдавшееся в 2009 году снижение доли малого бизнеса в новых лизинговых сделках, интерес лизингодателей к финансированию субъектов малого и среднего бизнеса сохраняется и даже растет.

Клиентская оттепель

Со второй половины 2009 года на фоне снижения кредитных ставок лизингодатели начали восстанавливать свернутые программы лизинга и финансировать не самые ликвидные виды имущества. К концу 2009 года по сравнению с его началом процентные ставки по сделкам с малым и средним бизнесом опустились на 3–5 п. п., сроки сделок увеличились с двух до трех-пяти лет, размер требуемого аванса снизился на 10–15 п. п. У лизинговых компаний с иностранным фондированием процентные ставки и предлагаемые сроки сделок в 2009 году не менялись, однако к концу года были смягчены критерии оценки бизнеса клиента и требования к его финансовому состоянию.

В то же время участники рынка отмечают, что смягчение кредитной политики в ближайшем будущем может произойти только в отношении надежных клиентов, подтвердивших свою платежную дисциплину. В целом лизинговые компании в течение еще какого-то времени будут оставаться консервативными при оценке потенциального лизингополучателя: кризис научил более качественно оценивать риски и управлять ими.

Тем не менее заинтересованность в работе с сегментом малого и среднего бизнеса у лизингодателей достаточно высока. Это особая группа клиентов. Они, как правило, обладают меньшим запасом прочности и первыми ощущают на себе отсутствие финансирования, изменение кредитной политики банков. Но при этом работа с малым бизнесом позволяет компаниям диверсифицировать лизинговый портфель по отраслям и клиентам. Заинтересованность лизингодателей обусловлена и более высокой доходностью сделок по сравнению с сегментом крупных клиентов. Кроме того, небольшие клиенты более гибко и оперативно реагируют на внешние изменения и быстрее адаптируются к новым условиям.

«Для лизинговых компаний, изначально ориентированных на работу с этим сегментом, небольшие предприятия и ИП сохраняют свою привлекательность в любое время, вне зависимости от ситуации на рынке. Многолетний опыт сотрудничества позволяет таким лизингодателям правильно и квалифицированно оценивать приходящих клиентов и предлагать им