Русская мечта: умное производство

Тема недели
«Эксперт» №18 (703) 10 мая 2010
Чтобы конкурировать по эффективности с «Дженерал электрик» и «Тойотой», нашим компаниям нужно управление со встроенным интеллектом сотрудников, считает Вячеслав Кондратьев*
Русская мечта: умное производство

— Что такое умное производство и чем оно лучше, скажем, бережливого производства, придуманного «Тойотой»?

— Умным производством я называю системное решение для управления предприятием. Российским компаниям надо думать о своей конкурентоспособности с расчетом как минимум до 2020 года, причем в глобальном масштабе. То есть надо быть эффективными не на фоне самих себя, а на фоне «Дженерал электрик» и той же «Тойоты». И решения для этого нужно искать не в прошлом. А бережливое производство — это решение, придуманное в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века.

— Инструменты бережливого производства с успехом применяются во всем мире, да уже и в России.

— Инструменты применяются. Хотя бережливое производство — это первая попытка именно системного решения в менеджменте. Почему «Тойота» стала великой компанией? Потому что там поняли, что работают не инструменты, а системы и механизмы. И они стали инструменты собирать в системы и механизмы. А мы узнали о «Тойоте» из книг, написанных в основном техническими специалистами, поэтому инструменты «Тойоты»: «молотки», «гвоздодеры», «отвертки» — хорошо известны, а система — не очень хорошо. А все рассказы про философию и про систему «Тойоты» туманны, из них не ясно, как эти инструменты использовать.

Кроме того, надо учитывать, что инструменты бережливого производства связаны исключительно с производством, точнее, с обработкой и сборкой, тогда как на предприятии много других бизнес-процессов: поставки, продажи, управленческие и поддерживающие процессы. Почему так вышло? Просто потому, что «Тойота» решала конкретную задачу в конкретном контексте выхода на американский рынок, где ее конкурентами были «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторс». Ее стратегия состояла из трех частей. Первая часть — другой дизайн автомобиля, и его сделали дизайнеры. Вторая часть — другое качество, и это японцам сделал американец Деминг — систему менеджмента качества. Третий элемент — это более низкая цена за счет операционных улучшений. На нем сосредоточилась сама «Тойота» в то время. Было разработано десятка два инструментов, нацеленных на одно: снизить затраты производства за счет стандартизованной работы и уменьшения скрытых потерь в подпроцессах (для каждого подпроцесса был придуман свой формат стандартизованной работы, а также набор инструментов для поиска и устранения потерь).

Как отремонтировать лампочку

— Чего не хватает в инструментарии бережливого производства российским компаниям?

— Например, в системе «Тойоты» отсутствуют инструменты, связанные с ремонтом оборудования. Когда японцы строили «Тойоту», у них было все новое, поэтому вы ничего не найдете там, кроме обслуживания, профилактики оборудования. А в России до 70 процентов мощностей — это устаревшая техника, и значительная часть издержек связана с этим. Поэтому, если мы строим концепцию на наших реалиях, надо решать и этот вопрос.

— Может быть, легче обновить технику?

— Не везде можно это сделать сразу. А пока обновишь, кое-где уже надо будет ремонтировать. В любом случае