Теперь они все здесь

Русский бизнес
«Эксперт» №18 (703) 10 мая 2010
Под Калугой пущен автосборочный завод PSA Peugeot Citroёn. Отныне семь из восьми мировых грандов авторынка присутствуют в России с собственным производством мощностью миллион машин в год
Теперь они все здесь

Вблизи городка Воротынска, что в Калужской области, на днях был пущен новый автосборочный завод «ПСМА Рус». Это совместное предприятие французской PSA Peugeot Citroën и японской Mitsubishi Motors Corporation. Завод был построен очень быстро — от закладки первого камня в июне 2008 года до пуска прошло всего год и девять месяцев. Объем инвестиций — 470 млн евро. Из всех новых проектов российского автопрома, осуществленных иностранными компаниями, это второй по размеру. Больше (570 млн евро) потратил лишь Volkswagen, построивший завод здесь же, в Калужской области.

О калужском «экономическом чуде» мы уже писали (см., например, «Как запустить инвестиционную ракету», «Эксперт» № 19 за 2009 год). Присутствовавший на церемонии открытия полномочный представитель президента в Центральном округе Георгий Полтавченко так отметил успехи региональных властей: «Если бы в мои обязанности входило только открытие новых заводов, то дальше Калужской области я не выезжал бы…» Филипп Варен, председатель совета директоров PSA Peugeot Citroën, и Такаси Нисиока, президент Mitsubishi Motors Corporation, отметили, что новый проект поможет их компаниям укрепиться на российском авторынке и позволит в будущем серьезно нарастить здесь продажи. Для них российский рынок по приоритетности уступает лишь Китаю и Латинской Америке.

Отметим, что уже практически все лидеры мирового авторынка (см. график 1) обзавелись собственными крупными заводами в России. Первым был Ford, открывший в 2002 году производство во Всеволожске. Затем пришли Renault Nissan, Volkswagen, Toyota, GM и, наконец, PSA Peugeot Citroën. В 2011 году будет запущен завод Hyundai под Санкт-Петербургом. Отложен, но не отменен проект японской Suzuki под Питером. В феврале было объявлено о создании совместного предприятия между FIAT и российской компанией Sollers для строительства огромного завода на 500 тыс. автомобилей в Набережных Челнах. Из лидеров рынка лишь японская Honda пока не планирует завоевывать Россию, отдавая предпочтение японским и американским потребителям.

От сборки до локализации производства автокомпонентов

С момента пуска на заводе «ПСМА Рус» будут выпускаться автомобили С-класса — Peugeot 308 и Citroën С4. Затем будет налажена сборка внедорожников Peugeot 4007, Citroën C-Crosser и Mitsubishi Outlander. Все эти модели предназначены для продажи на российском рынке.

До 2012 года на заводе будет осуществляться крупноузловая сборка (SKD — Semi Knocked Down). Предполагается собирать по 40–50 тыс. автомобилей в год. И только начиная с 2012 года на «ПСМА Рус» будет запущено производство полного цикла (CKD — Completely Knocked Down), включающее сварку, окраску кузова и полноценную сборку. Тогда мощность завода вырастет до 125 тыс. автомобилей в год. Из них 85 тыс. придется на седаны C-класса марок Peugeot и Citroën и еще 40 тыс. — на внедорожники. Это планы на 2012 год. А пока в Россию из французского городка Сошо, где расположен завод PSA Peugeot Citroën, в контейнерах будут поставляться автокомплекты. По с