Управленческие войны и инновации

Тема недели
«Эксперт» №18 (703) 10 мая 2010
Главные исторические вехи смены центров сил в мировой экономике связаны с революциями в менеджменте и ростом производительности труда. Сейчас парадигма поменялась: Китай производит больше всех, обходясь без инноваций в управлении
Управленческие войны и инновации

Позвольте выдвинуть гипотезу, объясняющую коренные причины переживаемого мирового кризиса. Подчеркнем, что эта гипотеза требует всестороннего обоснования. Однако выглядит она правдоподобно, поэтому отважимся ее обсуждать. Скорее всего, то, что мы переживаем, не только и не столько финансовый кризис, не ипотечный, хотя их элементы тоже присутствуют в качестве реакции на сложившуюся ситуацию.

Итак, гипотеза: современный кризис обусловлен и спровоцирован перераспределением сил в глобальной экономике в связи с возросшей за последнее время способностью новых экономических игроков, и прежде всего Китая, производить существенно более дешевую продукцию с постоянно растущим качеством.

Подобные явления наблюдались в истории несколько раз и были связаны с экономическими войнами, основанными на появлении нового экономического управленческого оружия и новых игроков, овладевших этим оружием.

Управленческие революции порождают кризисы

В XVIII веке такое экономическое оружие появилось в связи с разделением труда и специализацией, что привело к бурному росту Великобритании, которая одной из первых освоила этот новый управленческий, организационный подход. Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» отмечал невероятный рост производительности труда и, по существу, говорил о новой доктрине, которая изменит мир. В результате разделения и, как следствие, механизации труда Англия становится поставщиком существенно более дешевых товаров.

В XIX веке появился новый игрок — США, набравшие во второй половине века огромную скорость. Там были освоены новые методы управления, основанные на идеях Фредерика Тейлора и Генри Форда, впоследствии названные тейлоризмом и фордизмом, а также инновационное предпринимательство. Характерный признак того времени — экспансия американской экономики с ее дешевыми и качественными товарами на мировой рынок, прежде всего на рынок Великобритании. Американцы научились многое делать с меньшими издержками: например, их сталь — в десять раз дешевле. Телефоны, радиоприемники, автомобили и прочее — все дешевле, чем в Европе.

Экономическое вторжение американцев выглядело как тяжелейший европейский кризис. Перед британской промышленностью возникли огромные трудности в плане преодоления бесконечных циклов падения цен на производимые товары, и многие компании в этой стране обанкротились. С 1875-го по 1896 год цены в Британии ежегодно снижались в среднем на 0,8%. Тем не менее уровень жизни большинства британцев вырос в связи с резким увеличением количества недорогих импортных товаров. Затем победители, в силу невероятной скорости роста, сами вошли в Великую депрессию.

Во второй половине ХХ века наступает эра Японии, а затем и других азиатских стран — Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга, Малайзии. Японцы вышли на рынки Запада сначала с более дешевыми, а затем и с более качественными товарами. В основе успеха лежали экономические управленческие инновации: Total Quality Management, TQM; бережливое производство (Toyota Production Sy