Четыреста миллионов не могут ошибаться

Международный бизнес
«Эксперт» №30-31 (715) 2 августа 2010
Китайские интернет-компании одержали убедительную победу на своем поле, но для устойчивого и продуктивного развития им необходима конкуренция с Западом
Четыреста миллионов не могут ошибаться

«Я знаю», — неимоверно коверкая китайские слова, произносит с экрана импозантный иностранец во фраке и цилиндре. Вокруг франта уже собралась толпа народу, под руку его держит миловидная китаянка в традиционном платье. «А вот и нет! — вдруг кричит выскочивший из-за угла китаец. — Я знаю, что ты не знаешь, что я знаю!» Иностранец мигом теряет свой лоск и очень скоро остается в одиночестве, китаянка смачно целует «китайского знайку» в губы. «Есть вопросы? Просто “побайдукай” немного», — уверенно говорит приятный голос за кадром. На этих словах иностранца хватает удар, и он начинает плеваться чем-то красным, как это обычно бывает с отрицательными персонажами в дешевых китайских фильмах...

Этот рекламный ролик китайского поисковика Baidu вышел на телеэкраны в середине 2005 года и немедленно стал хитом в интернете. Иностранца в ролике не называют по имени, но все роли понятны и так: Google, безоговорочный лидер китайского рынка сетевого поиска с конца 1990-х, в середине 2000-х стал проигрывать молодому китайскому конкуренту. В принципе, на место Google можно подставить любую крупную западную интернет-компанию. Все они в свое время пытались стать первыми в Китае, но ни одна не смогла добиться цели. Сегодня в китайском интернете доминируют местные игроки, лучше иностранцев понимающие специфику рынка и умеющие выстраивать отношения с властями. При этом речь идет о крупнейшем и наиболее быстро растущем рынке в мире — в 2009 году в Китае было более 380 млн пользователей (это 20% всего интернет-населения мира), а к 2014 году эта цифра должна вырасти до 600 млн. Лучше всего китайский интернет можно понять через истории основных игроков, названия которых — Baidu, Tencent, Taobao, Sina, Alibaba, Shanda — почти ничего не говорят ни российскому, ни даже англоязычному читателю. Но уже скоро это может измениться: лидеры китайского интернет-рынка пытаются развиваться на Западе, более того, западные компании уже заимствуют у китайцев технологии и приемы работы в сети, особенно в области монетизации трафика. «Китайский интернет с самого начала отличала более высокая степень коммерциализации, чем на Западе», — поясняет президент китайского консалтингового агентства Eastwei Йохан Бьоркстен. «Я не исключаю, что в будущем многие инновации в интернете будут делаться не на Западе, а в Китае», — утверждает президент пекинского консалтингового агентства BDA Connect Дункан Кларк.

Доска в Цинхуа

Интернет в Китае появился в середине 1990-х. В 1994 году было установлено первое полноценное соединение с глобальной сетью, а в 1996-м интернет стал доступен для наиболее продвинутых жителей крупных городов, в первую очередь Пекина. В 1995 году в одном из ведущих китайских университетов Цинхуа появляется первая доска объявлений BBS, затем примеру Цинхуа следует ряд других китайских вузов. К концу 1990-х доски объявлений становятся популярным средством общения и интеллектуального обмена — студенты довольно откровенны в своих высказываниях, то и дело звучит критика власти. Тогда же впер