Расходам — приватизация, доходам — госконтроль

Русский бизнес
Москва, 13.09.2010
«Эксперт» №36 (720)
Обремененная долгами «Транснефть» собирается использовать новую схему финансирования трубопроводных проектов с помощью нефтяных компаний. Скорейшее внедрение схемы важно для руководства компании, пытающейся избежать продажи собственных акций частным инвесторам

Впервые в своей истории монополия «Транснефть» построит крупный нефтепровод силами частных нефтяных компаний. Об  этом на пресс-конференции 3Wсентября заявил президент компании Николай Токарев. Вскладчину профинансировать строительство трубопровода Заполярный—Пурпе согласились ТНК-BP, «Газпромнефть» и «ЛУКойл». Этот элемент инфраструктуры — одна из главных частей принятой в прошлом месяце правительственной программы по освоению углеводородных ресурсов на севере Западной Сибири (Ямало-Ненецкий АО) и Красноярского края. Длина нефтепровода от Самотлора до Ямала составит около 500 километров, мощность — 12 млн тонн с возможностью двукратного расширения. Общую стоимость трубопровода «Транснефть» оценивает в 60 млрд рублей. Участники проекта обсуждают разные варианты финансирования: нефтяники предлагают схему, при которой их вклад составит 40 млрд рублей, «Транснефть» желает, чтобы они приняли на себя расходы полностью. Заполярный—Пурпе один из наиболее крупных проектов «Транснефти», однако интересен он не только этим: его роль в судьбе трубопроводной монополии может оказаться не просто важной, а судьбоносной.

Откупятся дисконтом

«К 2030 году добыча нефти в Ямало-Ненецком АО может составить 55–60 миллионов тонн в год, или 11–12 процентов от российской нефтедобычи», — отмечает замдиректора Института энергетической стратегии Алексей Громов. На север региона смещается добыча газа, которую выгодно вести в связке с нефтяниками, ведь практически все местные месторождения смешанного типа (см. карту). Нефтепровод нужен и для полноценной работы крупнейшего инфраструктурного и геополитического проекта современной России. «Из пяти существующих вариантов прокладки трассы Заполярный—Пурпе, предпочтительным кажется привязка к уже запущенному Пурпе—Ванкор в сочетании с расширением последнего, — отмечает Громов. — Это позволит перебросить ямальскую нефть на заполнение второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан, которой пока не хватает местной ресурсной базы. На это дополнительно понадобится около 100 миллиардов рублей».

Вообще-то, строительство магистральных нефтепроводов — прямая обязанность монополии. Прежде «Транснефть» справлялась с их финансированием сама, однако теперь это у нее не получается: слишком велика долговая нагрузка. Кредиторская задолженность компании около 18 млрд долларов (чистая прибыль за пять лет, см. график). В последние годы «Транснефть» брала многомиллиардный китайский кредит на строительство крупнейшего в своей истории нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО), крупные заимствования у банков и частных инвесторов пошли на другой масштабнейший проект — вторую очередь Балтийской трубопроводной системы.

«На строительство нефтепровода за счет собственных средств у компании нет денег, — пояснил нам начальник отдела по работе с общественностью и СМИ Игорь Демин. — “Транснефть” будет оператором строящегося нефтепровода, но его собственником станет не сразу. Инвестиции нефтяников будут постепенно компенсироваться за счет дисконта

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (720) 13 сентября 2010
    Модернизация
    Содержание:
    Модернизаторам всех стран

    Откровенный интенсивный диалог с ведущими мировыми интеллектуалами и политиками сыграет важнейшую роль в экономической и политической модернизации России

    Экономика и финансы
    Политика
    Реклама