Кризисная терапия

Спецвыпуск
Москва, 27.09.2010
«Эксперт» №38 (722)
Рынок розничного страхования, получивший наиболее жесткий урок от кризиса, переходит на качественно новый уровень развития

Кризис оказал безусловно благотворное влияние на рынок розничного страхования, скорректировав его бурный рост и изменив целевые ориентиры страховых компаний. Во-первых, был приостановлен стремительный экстенсивный рост рынка за счет вмененного автострахования. Когда банковский и дилерский каналы продаж пересохли, страховщики были вынуждены вспомнить про менее доходные, но в конечном счете более стабильные виды страхования и каналы распространения страховых продуктов. Во-вторых, стараясь привлечь страхователей, компании разработали новые линейки продуктов, позволяющих экономить за счет исключения из покрытия части рисков. В-третьих, столкнувшись с неконтролируемым ростом убыточности, страховщики были вынуждены поднять тарифы и ориентироваться в своем развитии не только на объемы премий, но и на показатели убыточности. И наконец, с рынка начали уходить страховые пирамиды и финансово неустойчивые страховые компании.

Долгое восстановление

По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей. «Наибольший спад в розничном страховании наблюдался в сегменте автокаско (минус 16 процентов). Уменьшение сборов затронуло и страхование недвижимости, в первую очередь за счет страхования ипотеки и залогов индивидуальных предпринимателей (минус 6 процентов). Спад кредитной активности банков не мог не отразиться на динамике сборов в страховании от несчастных случаев беззалоговых заемщиков банков (минус 20 процентов)», — подводит итоги Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО.

Восстановление рынка страховой розницы не будет быстрым. В первом полугодии 2010 года, несмотря на рост премий по рынку в целом (на 5,1%), взносы, собираемые на рынке розничного страхования, все равно сокращались — в основном за счет уменьшения премий в страховании автокаско (на 7,3%). По итогам 2010 года совокупные взносы на рынке розничного страхования увеличатся лишь на 1,6% (падение по сравнению с 2008 годом составит 5,3%). Эффект от реализации отложенного спроса и роста тарифов уравновесит влияние падения доли пролонгаций и отказа от страхования в связи со снижением уровня доверия к страховым компаниям. «Если говорить о влиянии кризиса на каналы продаж, то очевидно, что больше всего пострадал канал партнерских продаж в автостраховании. В первом квартале 2010 года продажи здесь не достигли уровня аналогичного периода 2009 года, но тем не менее мы ожидаем, что к концу года они приблизятся к уровню прошлого года. По агентскому каналу сборы сохраняются на уровне 2009 года», — делится наблюдениями Магомед Алиханов, заместитель генерального директора по продажам и региональному развитию компании «Цюрих».

Докризисный уровень 2008 года рынок страховой розницы преодолеет лишь в 2011 году. Начиная с 2012 года обновленный и очищенный рынок розничного страхования вновь будет показывать высокие темпы роста. «Введение ОСАГО в свое время дало мощный толчок развитию всего рынка, который

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (722) 27 сентября 2010
    Россия и НАТО
    Содержание:
    Прорыв или не прорыв?

    России сегодня нужны ровные рабочие отношения с НАТО — и не более. Форсированное сближение несет угрозу нашей безопасности, а также риск новых конфликтов с Западом в будущем

    Повестка дня
    Реклама