Рано радоваться

Спецвыпуск
Москва, 27.09.2010
«Эксперт» №38 (722)
В первом полугодии 2010 года лидеры страхового рынка создавали инфраструктуру для будущего роста и внедряли системы риск-менеджмента. Аутсайдеры продолжали политику демпинга и безуспешно пытались найти инвесторов

В первом полугодии 2010 года произошел долгожданный перелом тренда — впервые с начала кризиса падение рынка сменилось ростом. Объем совокупной страховой премии в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го вырос на 5,1% (без учета ОМС). Рынок выходит из глубокой фазы кризиса, а сдержанный рост будет продолжаться. «Эксперт РА» отмечает, что рост рынка происходит прежде всего за счет обязательного, вмененного и кэптивного страхования. Далеки от выхода из кризиса такие важные сегменты страхового рынка, как страхование автокаско и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков. Говорить о полноценном восстановлении страхового рынка преждевременно: по прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2010 году так и не достигнет уровня 2008 года. Темпы прироста страховых премий в 2010 году составят 7% по сравнению с 2009-м (-1% по сравнению с 2008 годом). Окончательное восстановление рынка произойдет в 2011 году.

Главная опасность для страховых компаний сейчас — преждевременная эйфория. Дмитрий Амелькин, начальник Управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах», предупреждает: «Основную угрозу представляет оптимизм касательно выхода из кризиса. Вполне вероятен и рецессионный вариант развития рынка. Принимая во внимание то обстоятельство, что инвестиционный доход с учетом снижения ставок по депозитам будет только уменьшаться, страховым компаниям потребуется повышать рентабельность страхового бизнеса, с чем справятся далеко не все».

В условиях медленного восстановления рынка на первый план выходит способность страховщиков предложить новые решения, которые будут востребованы страхователями. Это могут не все. Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО, делится своими наблюдениями: «Ряд проблем российского страхового рынка связан с  отсутствием свежих идей. Большинство страховщиков слишком привыкли к потоку поступлений от договоров по розничному автострахованию, а также к регулярным поступлениям, обеспечиваемым пролонгацией ранее заключенных соглашений с крупными корпоративными клиентами. В результате эти операторы рынка утратили способность предложить новые конкурентные страховые программы в условиях снижения спроса».

Котлеты и мухи

С началом восстановления рынка все более углубляется разделение страховых компаний на две группы, и переход из одной группы в другую сейчас уже практически невозможен. Разделение страховщиков на две группы произошло еще до кризиса, в фазу бурного роста рынка, но именно сейчас это разделение стало явным.

К первой группе можно отнести компании с взвешенной ценовой политикой и с долгосрочной стратегией развития, ко второй — страховщиков, живущих «с колес», т. е. основывающих модель своего бизнеса на предпосылке, что входящий поток денежных средств всегда больше исходящего. Деятельность подобных компаний направлена или на привлечение денежных средств для обслуживания интересов акционеров, лежащих вне сферы страхового бизнеса, или на раздувание

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (722) 27 сентября 2010
    Россия и НАТО
    Содержание:
    Прорыв или не прорыв?

    России сегодня нужны ровные рабочие отношения с НАТО — и не более. Форсированное сближение несет угрозу нашей безопасности, а также риск новых конфликтов с Западом в будущем

    Повестка дня
    Реклама