Тот самый Франкенштейн

Книги
Москва, 27.09.2010
«Эксперт» №38 (722)

В 1816 году лорд Байрон и его друг Перси Биши Шелли собрались отдохнуть на Женевском озере. Шелли привез с собой юную подругу, Мэри Годвин, вскоре ставшую его женой. Лето выдалось дождливым, друзья сидели дома и развлекали девушку рассказами о привидениях и оживших мертвецах. Немудрено, что после таких рассказов впечатлительной Мэри начали сниться кошмары. Удивительно другое: запись этих кошмаров, сделанная 18-летней девушкой, не имевшей никакого писательского опыта, стала одной из самых влиятельных книг в истории мировой литературы.

Мэри Шелли жила 200 лет назад и потому не догадывалась, что на волне успеха первой книги необходимо срочно начинать штамповать сиквелы и ремейки. За нее это сделали другие. В XX веке швейцарский доктор и сотворенный им биоробот стали персонажами сотен романов, фильмов — от эротических до вестернов, — сериалов, мультиков, комиксов. Франкенштейн оброс родней: у него появились невеста, сын и даже совершенно, казалось бы, ненужная тетя. Он превращался в негра и китайца, становился ребенком и женщиной. Без романа Мэри Шелли невозможно представить «Собачье сердце» Булгакова и современную фантастику, неоготику и Голливуд.

Увы, исходный роман оказался похоронен под всеми этими позднейшими напластованиями. Более того, большинство людей, слышавших о Франкенштейне, убеждены, что так звали не врача, а сотворенного им голема. Еще обиднее, что слава первого романа затмила все написанное Мэри Шелли после. В результате апокалиптическая антиутопия «Последний человек» (1826), ничуть не уступающая «Франкенштейну» по своим литературным достоинствам, впервые вышла на русском только сейчас. Разумеется, под одной обложкой с тем самым «Франкенштейном».

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (722) 27 сентября 2010
    Россия и НАТО
    Содержание:
    Прорыв или не прорыв?

    России сегодня нужны ровные рабочие отношения с НАТО — и не более. Форсированное сближение несет угрозу нашей безопасности, а также риск новых конфликтов с Западом в будущем

    Повестка дня
    Реклама