Туманное будущее

Спецвыпуск
«Эксперт» №39 (723) 4 октября 2010
Лизинговые компании справились с проблемой неплатежей и наращивают активность. Однако отрасли угрожают новые законодательные инициативы — отмена ускоренной амортизации

Рынок лизинга начал восстанавливаться после кризиса. Быстрому росту масштабов деятельности игроков способствовали стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в 2010 году, а также эффект низкой базы (в результате значительного сокращения объема данного рыночного сегмента в 2009 году). Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.

Объем нового бизнеса по итогам первого полугодия 2009 года составил 255,5 млрд рублей (см. таблицу 1), темпы прироста к аналогичному периоду годом раньше достигли 183,6%. Суммарный портфель лизинговых компаний на 1 июля 2010 года увеличился до 1037 млрд рублей.

«Основной тенденцией в деятельности лизингодателей в первом полугодии 2010 года стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса, — отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор “ВТБ-Лизинг”. — Деятельность ранее стабильных клиентов, просроченная задолженность у которых возникла в связи с кризисными явлениями в экономике, восстанавливается. В связи со стабилизацией экономики возросла потребность предприятий в обновлении и расширении основных фондов и, соответственно, спрос на лизинговые услуги».

По мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были согласованы реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо у тех, чье финансовое состояние было неудовлетворительным, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке (в среднем по рынку продажа изъятой техники составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям — около 10%).

Доля просроченной задолженности на 1 июля 2010 года, согласно данным, предоставленным 73 компаниями, составила 3,5% от суммы лизингового портфеля. Хотя у отдельных лизингодателей еще остаются трудности с урегулированием просроченной задолженности, рынок уже находится на стадии роста.

Локомотивы рынка

Тройку лидеров рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2010 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны: «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд рублей) был заключен компанией «ВТБ-Лизинг» (см. таблицу 2). Примечательна жесткая конкуренция между указанными компаниями — впервые за последние пять лет между достигнутыми результатами ведущих лизингодателей образовался столь минимальный разрыв.

Если говорить о видах оборудования, самый большой объем сделок в первом полугодии 2010 года пришелся на железнодорожную технику — 37,14% (см. график 1). «Рынок лизинга вагонов имеет хорошие перспективы и показал свою устойчивость в кризисном 2009-м. Если в прошедшем году цены на вагоны уп