Борьба за отрасль

Русский бизнес
Москва, 11.10.2010
«Эксперт» №40 (724)
Новые правила регулирования лекарственного рынка помогут вывести российскую фармацевтику на новый уровень развития. Для этого требуется доработать механизмы регулирования цен и обеспечения прозрачности тендеров, считает гендиректор АРФП Виктор Дмитриев

Три года назад доля российских игроков в госзакупках составляла 18–20 процентов, а сегодня не выше 3 процентов. На аптечном рынке отечественные компании занимают сейчас не более 15%. Это ставит под угрозу национальную безопасность России», — говорит Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП). Доля российских компаний на фармацевтическом рынке убывает с каждым годом. При этом правительство в течение последнего времени выступает с инициативой создания развитой фармацевтической промышленности.

Для реализации этой цели недавно правительством был принят новый федеральный закон «Об обращении лекарственных средств в РФ», который призван стимулировать развитие фармацевтической промышленности. Закон был принят стремительно, и в нем есть как позитивные для отрасли решения, так и недоработки. Например, с принятием закона снижены административные барьеры для вывода новых лекарств на рынок, к 2014 году предполагается перевести российский фармпром на стандарты GMP, что значительно улучшит качество выпускаемой продукции. Помимо того, разработан список жизненно необходимых и важных лекарственных средств (ЖНВЛС), цены на которые будут ежегодно регистрироваться государством. Новый закон предполагает поддержку отечественных производителей: финансирование инноваций, сокращение срока допуска дженериков (воспроизведенных лекарственных препаратов) на рынок со 180 дней до 60, отмену регистрации сырья для производства лекарств (субстанций) и готовых лекарств на экспорт. Однако несмотря на имеющийся позитив, новые правила не всегда учитывают реалии рынка, им не хватает комплексности. О том, что изменится в отрасли с введением закона «Об обращении лекарственных средств», Виктор Дмитриев рассказал в интервью «Эксперту».

 

— Насколько новый федеральный закон способствует развитию фармацевтической отрасли? Соответствует ли он вашим ожиданиям?

— Закон стал результатом длительных дискуссий между властью и фармбизнесом, и это положительный момент. Хотя у отечественных производителей все же остались вопросы. Например, не очень понятны философия и методика составления списка ЖНВЛC.

В России существует множество лекарственных списков, пересекающихся и дублирующих друг друга: список минимального ассортимента аптеки, списки формулярного комитета, рекомендации ВОЗ. Каков смысл списка ЖНВЛС, который включает в себя как госпитальные препараты, так и препараты для амбулаторного сектора, рецептурные и безрецептурные, в котором есть и эффективные современные препараты с высокой доказательностью, скажем противоопухолевые, и активированный уголь? Нам говорят: все препараты в этом списке с высокой доказательностью. Но какая доказательность может быть у активированного угля?

И с реализацией этого списка у некоторых фармкомпаний возникли проблемы. Государство должно регулировать то, что оно закупает. Если оно устанавливает цены на то, чего не закупает, то это нарушение логики. Что должна делать в этой логике компания? Она зарегистрирует

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (724) 11 октября 2010
    Мировые финансы
    Содержание:
    Где слабое звено

    Финансовая система и банки остаются уязвимым местом глобальной экономики. Попытки властей ужесточить регулирование могут принести пользу в долгосрочной перспективе. Пока же риски в финансовой системе лишь накапливаются

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама