Глаз историка

Книги
Москва, 11.10.2010
«Эксперт» №40 (724)

Оригинальное название этой книги «Moskau lesen» («Читая Москву»), она вышла впервые в ФРГ в 1984 году. Автор, тогда еще молодой западногерманский историк, приехал в столицу СССР с научными интересами и вовсе не собирался сочинять книгу, но, как он сам пишет в предисловии, начал делать записи, чтобы «справиться с обилием впечатлений и раздражителей, обрести почву под ногами». Все это вылилось в два десятка эссе о столице.

Но книгу Шлегеля никак нельзя назвать заметками заезжего гостя. Она полна исторических фактов советской эпохи. Но эти факты всегда привязаны к конкретным московским домам. Автор все время пытается уловить дух места, причем, как он пишет, «его надо вдыхать там, где делались попытки превратить прежнее время в собственное». Большой театр — там в 1921 году проходил III Всемирный конгресс Коммунистического интернационала, Консерватория — ей удалось до начала 1930-х оставаться мастерской европейского музыкального авангарда, гостиница «Метрополь» — она стала штаб-квартирой советского правительства после его переезда из Петрограда в Москву.

А еще Шлегель автоматически запечатлел Москву 1982–1983 годов, которую москвичи моложе сорока не помнят вовсе, а те, что старше, успели забыть. Отдельная глава посвящена официальным черным вывескам с золотыми буквами и совершенно нечитаемых советским аббревиатурам, как их называет Шлегель, «сокращениям-монстрам».

С тех пор Карл Шлегель, сейчас профессор и лауреат многих премий, побывал в России более 50 раз, написал десяток книг, но, как и в 1982-м, ему пока не удается понять один загадочный русский ритуал — «ритуал бани».

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (724) 11 октября 2010
    Мировые финансы
    Содержание:
    Где слабое звено

    Финансовая система и банки остаются уязвимым местом глобальной экономики. Попытки властей ужесточить регулирование могут принести пользу в долгосрочной перспективе. Пока же риски в финансовой системе лишь накапливаются

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама