Нашли главного

Культура
Москва, 11.10.2010
«Эксперт» №40 (724)
В Большом театре очередная смена лидера. Вместо композитора Леонида Десятникова музыкальным руководителем стал дирижер Василий Синайский

После отставки Александра Ведерникова Большой театр один сезон, прошлым летом, попробовал жить без главного дирижера, но под музыкальным руководством композитора — Леонида Десятникова. Теперь возвращается прежняя схема — снова есть главный дирижер, он же музыкальный руководитель. Это Василий Синайский, один из самых уважаемых представителей дирижеров старшего поколения, ученик легендарного ленинградца Ильи Мусина. Карьера Синайского началась в 1973 году после победы на конкурсе Караяна в Берлине. В новое время он успел поработать в Большом театре и в постсветлановском Госоркестре. В последние годы дирижера, хоть и регулярно выступающего с московскими и питерскими оркестрами, все же легче встретить на Западе. Первая постановка Синайского в Большом театре — опера Римского-Корсакова «Золотой петушок», которую он выпускает в будущем июне вместе с режиссером Кириллом Серебренниковым. До этого ожидается премьера балета «Утраченные иллюзии». Его по заказу театра пишет Десятников, который, довольно неожиданно уступив Синайскому свой пост, как видим, все же не разобиделся. Премьера в апреле.

 

— Я вижу, у вас тут уже лежит партитура «Царской невесты»…

— Да, я берусь пока за две оперы из репертуара Большого — за «Иоланту» и «Царскую невесту», самые замусоленные тут оперы. Но я считаю, что это, во-первых, замечательная, а во-вторых, очень полезная музыка.

— Некоторое время назад в Большом решено было работать без одного главного дирижера, но с пятью приглашенными. В их число вошли вы, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Юровский, Кирилл Петренко. Я так понимаю, что-то не пошло. Теперь другая стратегия, более привычная — чтобы был главный дирижер. А что с дирижерской коллегией, ее распускают?

— Во-первых, все дирижеры очень просили это коллегией не называть. Потому что иначе попахивает «коллегией министерства» и прочее. А мы, дирижеры, — штучный товар, как говорил мой профессор Мусин. Поэтому каждый отвечает за себя. Идея с пятью дирижерами действительно поначалу казалась очень интересной, а потом как-то из нее ничего не получилось. Один из этой пятерки — Кирилл Петренко — вообще пока никак не может влиться в наши ряды. Он замечательный дирижер. Но он так занят, что не может для Большого театра найти пока никаких чисел. В ближайшие годы, во всяком случае. Но я хочу, чтобы эти числа все равно искали.

Для меня предложение было абсолютно неожиданным, я был психологически совершенно не готов, когда меня вызвал Иксанов (генеральный директор ГАБТа. — «Эксперт») и предложил эту должность. Я просто активно занимался с оркестром, певцами и хором «Иолантой» для нашей поездки. Но я согласился после, надо признаться, недолгих колебаний. И подумал, что Большой театр — это такой огромный корабль, в котором дело найдется для всех.

Естественный вопрос — останутся ли другие дирижеры? Я посмотрел, кто что делает и подумал: а почему мы должны что-то ломать? Берем по старшинству: Александр Николаевич Лазарев будет делать «Чародейку», которой он горит, ему интересно.

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (724) 11 октября 2010
    Мировые финансы
    Содержание:
    Где слабое звено

    Финансовая система и банки остаются уязвимым местом глобальной экономики. Попытки властей ужесточить регулирование могут принести пользу в долгосрочной перспективе. Пока же риски в финансовой системе лишь накапливаются

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама