От сырья — к развитой экономике

Спецвыпуск
Москва, 11.10.2010
«Эксперт» №40 (724)
Еврейская автономная область долгое время была сельскохозяйственным придатком Хабаровского края. Теперь локомотивом ее развития станет металлургическая и перерабатывающая промышленность

Еврейская автономная область (ЕАО) в советские времена задумывалась как житница Хабаровского края. Благоприятные погодные условия (жаркое и влажное лето, мягкая зима), плодородная земля привели к тому, что ЕАО обеспечивала до 70% потребностей в продовольствии края, который почти в десять раз превышал ее по количеству жителей и территории. Одного картофеля выращивали по 60 тыс. тонн в год.

После войны, чтобы как-то диверсифицировать экономику области и привлечь сюда новый поток мигрантов, советское правительство приняло решение разместить здесь несколько предприятий легкой промышленности (что вполне соответствовало роду занятий евреев из местечек, например с Украины) — обувную, швейную, чулочно-носочную фабрики. Биробиджанский трикотаж и сейчас ценится далеко за пределами ЕАО. Другое дело, что вся эта промышленность, как, к слову, и местный трансформаторный завод, работала на привозном сырье. В советское время такой подход был оправдан. Но когда в постсоветский период налаженные связи между поставщиками сырья и предприятиями — производителями готовой продукции ослабли, это сразу же сказалось на состоянии промышленности области — она резко пошла под уклон.

Другая составляющая — сельское хозяйство, представленное 54 колхозами и совхозами, тоже оказалось не готово быстро перестроиться и противостоять дешевым продуктам питания из Китая, которые начали в большом количестве поставляться из-за Амура. В итоге, несмотря на то что за последние 15–20 лет экономика Еврейской автономной области стабилизировалась, по уровню жизни эта территория оказалась на последнем месте в Дальневосточном федеральном округе. В принципе, можно было бы и дальше жить таким образом, но региональная элита решила иначе.

Выбор пути

Поиски новой модели развития Еврейской автономной области начались еще несколько лет назад. С одной стороны, ЕАО имеет очень выгодное местоположение. На юге по реке Амур она граничит с Китаем на протяжении более 500 км, на севере — с Хабаровским краем, на западе — с Амурской областью. По территории региона проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автомобильная дорога Чита—Хабаровск с твердым покрытием по всей длине, которая осенью этого года должна быть окончательно запущена в эксплуатацию. Дорогу начали строить еще в 1978 году, но на отдельных участках осенью и весной до недавнего времени она была практически непроезжей для легкового транспорта. Здесь же проходят транзитные линии электропередачи мощностью 500 и 220 кВ. Вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан также пройдет через ЕАО. Кроме того, на Амуре на территории области действуют три пункта пропуска через российско-китайскую границу. Товарооборот через них, правда, сначала был небольшой, потому что летом сообщение осуществляется катерами и паромами, а зимой — через зимнюю переправу. Срок службы зимней дороги через Амур удалось продлить почти на полтора месяца за счет вмораживания в лед понтонной переправы, способной выдерживать автомобильные фуры весом свыше

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (724) 11 октября 2010
    Мировые финансы
    Содержание:
    Где слабое звено

    Финансовая система и банки остаются уязвимым местом глобальной экономики. Попытки властей ужесточить регулирование могут принести пользу в долгосрочной перспективе. Пока же риски в финансовой системе лишь накапливаются

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама