Бухгалтерская стратегия

Экономика и финансы
Низкая инфляция, медленный экономический рост и нулевой дефицит к 2015 году — доминанты бюджетной политики Минфина на ближайшую перспективу. Исходя из этой логики задачи модернизации хозяйства должны решаться кем угодно, только не государством
Бухгалтерская стратегия

Государственная дума одобрила в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 год. Проект казенной росписи предполагает дефицит в 1,8 трлн рублей, или всего 3,8% ВВП. Это несколько ниже дефицита бюджета текущего года, который запланирован на уровне 5,3% ВВП, но в действительности, скорее всего, дефицит федерального бюджета в нынешнем году тоже окажется ниже плана. По нашим оценкам, он вряд ли превысит 4% ВВП.

На первый взгляд дефицит отечественного бюджета не так велик на фоне многих других стран и не внушает опасений. Например, по итогам только что (1 октября) закончившегося финансового года в США дефицит составил примерно 8,9% ВВП, а год назад был и того больше — 10%. Но причина нашего достаточно скромного бюджетного баланса и даже его улучшения в этом году одна — более дорогая в сравнении с первоначальными наметками нефть. Сейчас это 76,2 доллара за баррель сорта Urals в среднем за десять месяцев 2010 года при бюджетном прогнозе 58 долларов. Цена нефти, заложенная в расчеты бюджета будущего года, рассчитана исключительно на основе инерционного прогноза: она составляет 75 долларов за баррель.

Глава Минфина Алексей Кудрин, выступая в Думе, заявил, что федеральный бюджет в 2011 году мог бы выйти на бездефицитный уровень при цене на нефть 109 долларов за баррель. Для сравнения: бюджеты 2007–2008 годов балансировались, по нашим оценкам, ценой нефти соответственно 41 и 65 долларов за баррель. Почти двукратный рост «балансирующей» бюджет цены нефти — следствие колоссальных дополнительных расходных обязательств, принятых на себя государством в последний кризис. Львиная часть этих расходов носит социальный характер и не может быть быстро свернута без болезненных социальных реформ (вроде повышения пенсионного возраста, секвестирования масштабов бюджетной сферы и т. д.).

Душим инфляцию, теряем рост

Каковы макроэкономические предпосылки бюджета? Сразу скажем: они вполне традиционны. Это неуклонное снижение инфляции — с 6–7% в 2010 году (оценка из последних документов Минфина, Кудрин в начале октября назвал цифру инфляции «около 8%». — «Эксперт») до 4,5–5,5% в 2013-м. Снижение инфляции, по логике Минфина, автоматически позволит опустить к 2013 году средний уровень номинальных процентных ставок по банковским кредитам в рублях до 7–8% годовых.

В бюджете весьма консервативные оценки темпов экономического роста (прирост реального ВВП на ближайшие три года в диапазоне 3,4–4,2%), прогноз плавного повышения мировых цен на нефть (с 75 долларов за баррель в 2010-м до 79 долларов в 2013-м) и поддержание инвестиций на уровне 20% ВВП.

Как можно прокомментировать эти целевые предпосылки? На наш взгляд, инфляционная цель явно «пережата». Четыре-пять и даже семь процентов годовой инфляции невозможно устойчиво удерживать в нашей немодернизированной, сильно монополизированной экономике без явного ущерба для темпов роста.

А что до темпов роста, то, напротив, заложенный в бюджет прогноз нам представляется чересчур пессимистичным. Надо исходить из задачи достижения порядк