Победа двадцатилетних мальчиков

Тема недели

Можно уже с уверенностью утверждать, что IPO Mail.ru Group пройдет успешно. В главной статье мы много написали о бизнесе, рынке, акционерах. Но хочется еще немного сказать о тех, кто придумывает самые успешные сервисы интернета.

Когда Google в 2004 году выходил на IPO, основателям компании Сергею Брину и Ларри Пейджу было около тридцати. Марку Цукербергу, придумавшему сеть Facebook, уже фактически миллиардеру, сейчас 26 лет; Павлу Дурову, основателю сети «Вконтакте», тоже 26. Дмитрию Гришину, бессменному директору Mail.ru, 32 года. Причем все они в недавнем прошлом программисты, а уж потом менеджеры и предприниматели.

Как произошло так, что именно юные программисты уловили то, чего хотят миллионы, сумели сыграть на самых нежных струнах человеческой души? Извлечь неимоверную выгоду из одиночества (социальные сети), тщеславия (игры), честолюбия (рейтинги в социальных сетях) и нарциссизма (фотохостинг)?

Идея заработать деньги на человеческих пороках не нова. Вспомним продажу индульгенций в Средние века и титулов в европейских государствах Нового времени. Что уж говорить об алкоголе и табаке! Госмонополия на хлебное вино со времен Ивана Грозного была серьезной статьей доходов российского бюджета. А сейчас бешеные акцизы на табак хорошо пополняют казну европейских государств. Добропорядочные немцы не собираются закрывать казино в Висбадене, а не менее добропорядочные голландцы — квартал блудниц и марихуаны в Амстердаме.

Но ни табачным компаниям, ни производителям алкоголя не снилась такая EV/EBITDA, как у интернет-сервисов! (Конечно, если бы в XIV веке было принято считать EV/EBITDA, то у индульгенций она бы зашкаливала, но этот бизнес давно прикрыт. Правда, во многих компьютерных играх часто встречается что-то похожее на индульгенцию, а кувшинчики с новой жизнью продаются направо и налево.)

Отличительная особенность интернет-бизнеса — на слабостях зарабатывают при помощи самых последних технологий. И эти же технологии обесценивают с трудом добытую информацию и знания, сочиненную в поте лица музыку и сделанный с огромным напряжением фильм. Поисковые машины забирают доходы у СМИ, торрент-сети — у музыкантов и режиссеров. Конечно, весь этот процесс можно повернуть и во благо человечества. Сейчас ищутся новые бизнес-модели, где бы существенная доля заработка оставалась у генераторов контента, а не у их агрегаторов и владельцев платформ. Но ведь тогда у последних упадет EV/EBITDA!

У владельцев социальных сервисов другое искушение. В их сетях тусуются миллионы людей, о которых они знают много, очень много! Почему бы не использовать эти знания, скажем так, для определенного типа монетизации — досье по запросу. Что бы ни говорили управляющие социальных сетей, но этот процесс если уже не начался, то скоро начнется.

Но, может, все не так страшно? Есть, есть гораздо более гуманное направление, где EV/EBITDA тоже чрезвычайно высока. Это биотех. Лекарства от рака и Альцгеймера, избавление от катаракты с помощью капель и от туберкулеза с помощью одного укольчика