Базис определяет надстройку

Спецвыпуск
«Эксперт» №45 (729) 15 ноября 2010
Рынок ДМС растет при отсутствии притока новых клиентов, высокой убыточности и дефиците хороших клиник. Будущее ДМС — в оздоровлении рынка медицинских услуг

По данным «Эксперт РА», за первое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го прирост взносов по добровольному медицинскому страхованию составил 10,7%. Рост рынка ДМС не связан с увеличением спроса на добровольное медицинское страхование со стороны новых клиентов. Это оживление произошло за счет расширения урезанных во время кризиса бюджетов компаний на социальное обеспечение своих сотрудников, а также за счет возвращения старых клиентов, временно отказавшихся от ДМС в финансово нестабильный период. Кроме этого увеличению премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Розничный рост

Спрос на ДМС со стороны частных лиц остается по-прежнему низким. По данным исследования «Эксперт РА», объем рынка розничного добровольного медицинского страхования составляет всего 4,8 млрд рублей, или 6,5% всего рынка ДМС (за 2009 год). По прогнозу агентства, эта доля по итогам 2010 года существенно не изменится и составит 6,8%. Однако стоит отметить, что розничный спрос на ДМС по сравнению с корпоративным во время кризиса увеличился. Сотрудники компаний, лишившиеся соцпакетов, сами стали приобретать полисы ДМС. «В период кризиса, когда часть страхователей отказывалась от добровольного медицинского страхования либо оптимизировала программы страхования, отмечалось увеличение запросов от физических лиц на приобретение программ ДМС. В этом году пользуются спросом коробочные продукты, разработанные специально для физических лиц», — отмечает вице-президент компании «Росгосстрах» Евгений Гуревич. Желание сотрудников иметь полис ДМС, даже купив его за свои деньги, показывает, что добровольное медицинское страхование востребовано, по крайней мере среди части граждан.

Невысокая доля розничного ДМС в России обусловлена двумя причинами: низкими доходами населения и дефицитом высококлассных клиник, что приводит к незаинтересованности страховщиков в этом виде бизнеса. Полисы ДМС для частных лиц стоят достаточно дорого, поэтому большая часть населения не может позволить себе воспользоваться такими услугами. Кроме того, доверие обычных граждан к частным клиникам ниже, чем к муниципальным. Это связано с нехваткой качественных лечебно-профилактических учреждений в целом по стране и желанием недобросовестных врачей «накрутить» стоимость лечения, проводя ненужные процедуры. Страховщикам же, исходя из сложившейся ситуации, невыгодно развивать розничный бизнес ДМС из-за его высокой убыточности. «Полисы ДМС в розницу, как правило, нерентабельны — их покупают люди, уже имеющие какие-то проблемы, чтобы лечиться бесплатно. Компании, которые активно продвигают этот вид, в результате получают высокую убыточность», — считает начальник отдела развития ДМС департамента развития личного страхования ГСК «Югория» Людмила Мезенина.

Убыточный год

Убыточным в 2009 году оказалось не только розничное ДМС, но и корпоративное. Страховщики, во время кризиса прибегавшие к демпингу в добровольном медицинском с