Государство инвестирует в мебель

Русский бизнес
«Эксперт» №45 (729) 15 ноября 2010
Красноярская компания «Мекран» намерена стать крупнейшим игроком российского мебельного рынка. Помогут ей в этом новые производственные мощности и наличие сырьевой базы. Главные же риски компании — в маркетинге и продвижении продукта
Государство инвестирует в мебель

В Красноярске началось строительство крупнейшего в России мебельного комплекса. Фабрика компании «Мекран» будет выпускать продукцию премиум-класса в рекордном объеме — 20 тыс. кубометров в год. Проект является частью программы развития лесопромышленного комплекса, которая предполагает увеличить деревообработку внутри страны и сократить экспорт круглого леса в ближайшие пять лет. Стоимость строительства оценивается в 5,5 млрд рублей, инвестором выступает Внешэкономбанк.

Это беспрецедентный случай в новой экономике России. Еще никогда государственные институты развития не финансировали в таком объеме предприятие потребительского сектора, ориентированное на внутренний рынок. Госинвестиции получал в основном сырьевой сектор экономики, потребительский же рынок оставался забытым государством — несмотря на то что он в последние годы рос ошеломляющими темпами: на 20–30% ежегодно. Сегодня, после кризиса, потребительский рынок выходит из рецессии и уже через полгода-год вернется к прежней динамике.

Уникальность красноярского проекта и в том, что, пожалуй, впервые, ставка делается не на массовый продукт, на котором специализируется большинство отечественных потребкомпаний, а на премиальный. За 20 лет в России так и не возникло значимых брендов, способных конкурировать с европейскими марками. «Мекран» — одна из первых мебельных компаний, претендующих на такое лидерство.

Все натуральное

Компания «Мекран» была создана в начале 1990-х годов в Красноярске Алексеем Метелкиным, архитектором по образованию. Вместе с однокурсниками он решил создать предприятие по производству дизайнерской мебели из натурального дерева. В девяностые мебельный рынок, особенно в Сибири, был практически пуст. Советские комбинаты разваливались, производство мебели оседало в кустарных мастерских. Местные жители за полгода записывались в очереди за чешскими «стенками», особо продвинутые отправлялись за импортом в салоны Москвы и Санкт-Петербурга. «А между тем в Сибири к тому времени уже появилось довольно много состоятельных людей, они приобретали новое жилье и нуждались в новой обстановке, которую негде было взять. Именно на растущий класс этих людей мы и сделали ставку», — вспоминает Наталья Гребнева, коммерческий директор «Мекрана».

Метелкин изначально рассчитывал на премиальную нишу мебельного рынка, в которой тогда присутствовали только европейские компании. Работа в этом сегменте позволяла реализовать амбиции молодых людей — первыми в стране делать качественную, изысканную мебель. Да и рентабельность здесь была на порядок выше, чем в масс-маркете: у дорогого продукта она доходит до 20%, в то время как у дешевой мебели не превышает 5–7%.

Выйти в премиум-сегмент — сверхзадача для отечественных мебельщиков даже сегодня, двадцать же лет назад она казалась и вовсе непосильной. Российские компании в 1990-е годы претендовали только на нижний сегмент рынка. Чтобы конкурировать с европейским импортом, руководители «Мекрана» сделали ставку на уникальное сырье — ангарскую сосну, которая растет

Мебельная компания «Мекран» была основана в 1992 году в Красноярске. Работает в премиальном сегменте рынка — производит мебель для дома из массива ангарской сосны. Ассортимент «Мекрана» включает семь коллекций — спальни, гостиные, детские комнаты, кабинеты и гардеробные. «Мекран» контролирует полный технологический цикл — от производства мебельного щита из круглого леса до готовой мебели и ее продажи в 17 собственных салонах в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и Ростове-на Дону. Оборот компании в 2009 году составил 1 млрд рублей.