Сила — ничто, контроль — все*

Русский бизнес Усилиями «Татнефти», «Сибура» и «Ростехнологий» создается огромный холдинг, контролирующий две трети российского шинного рынка. Участие в нем итальянской Pirelli вселяет надежду на технологическую модернизацию советских активов и эффектный ребрендинг российских шин
Фото: EPA/MERT ALAS

Не успели в середине ноября два крупнейших в России производителя шин, «Нижнекамскшина» и «Сибур — Русские шины», объявить о готовящемся слиянии активов, тут же в этот альянс пожелали влиться госкорпорация «Ростехнологии» и пятый по величине мировой производитель — итальянская Pirelli. В конце ноября был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий заключение ряда сделок. Схема весьма сложна, детали запутанны. Тем не менее уже можно утверждать, что в результате в России должен появиться супергигант, объединяющий две трети всей шинной отрасли, с замахом на технологическое лидерство. Оговоримся особо: это утверждение пока лишь наше предположение, участники сделок отказываются раскрывать подробности.

Навязали узлов

Итак, понятно, что на российском шинном рынке за год вызрели четыре крупные сделки, которые грозят перерасти в один большой шинный конгломерат. Дадим их описание в хронологическом порядке появившейся информации.

Сделка первая. Примерно год назад госкорпорация «Ростехнологии» и итальянская шинная компания Pirelli объявили о строительстве нового завода в Тольятти Самарской области, которое должно было осуществляться в два этапа. Первый этап — создание предприятия по производству шин для грузовых автомобилей, второй — по производству металлокорда. В проект было заложено около 300 млн евро инвестиций и предполагалось создание порядка 1500 рабочих мест, что актуально для такого моногорода, как Тольятти. Участники планируемого СП ждали создания особой экономической зоны (ОЭЗ), чтобы получить под проект налоговые и другие льготы. В августе этого года постановление о создании ОЭЗ было подписано, и теперь ничто не мешало начать воплощение плана в жизнь.

Сделка вторая. Несколько недель назад нефтехимический холдинг «Сибур» анонсировал крупную сделку в российской шинной индустрии. «Сибур» и нефтяная компания «Татнефть» решили создать совместное предприятие, в которое запланировали передать 100% акций компании «Сибур — Русские шины», а «Татнефть» должна внести 73,5% акций ОАО «Нижнекамскшина», крупнейшего завода по производству шин в стране, а также связанных с ним активов (см. схему). В результате должна появиться компания, которая контролирует около 60% российского рынка шин (см. график 1). Стороны решили создать объединенную компанию согласно акционерному соглашению по английскому праву. Головной холдинговой компанией этого СП будет кипрская Zartel Limited. (На самом деле мы сильно упростили описание этой сделки. В реальности она будет происходить примерно так. Приобретать пакеты акций указанных на схеме активов кипрский офшор должен будет у компаний Sibur Finance Luxembourg Sarl и Laysan Investments Sarl. При этом Sibur Finance Luxembourg выкупит 100% акций «Сибур — Русских шин» у фирмы «Тайр Инвест», дочерней компании «Сибура», а Laysan Investments — 73,5% акций «Нижнекамскшины» у «Татнефти».)

По поводу этого объединения уже были поданы соответствующие заявки в Федеральную антимонопольную службу. Одобрить их должны как само ведомст

Производитель автомобильных шин Pirelli создал себе репутацию, выпуская календари (см. фото), которые нигде нельзя купить, — и это придает им особую таинственность. Сначала компания выпускала эти календари для простого народа — автомехаников и водителей грузовиков, но вскоре они стали явлением в искусстве. Эта техника вирусной рекламы вместе с участием в «Формуле-1» сделали свое дело: цена бренда Pirelli на октябрь 2010 года достигала 1,8 млрд евро. Возможно, именно такие технологии нужны для вывода российских шинных брендов на мировой уровень.

Лидеры мирового шинного рынка
Две трети российской шинной промышленности будет контролировать офшорная компания
Доли основных шинных производителей в Росии в 2009 году, в денежном исчислении
Мировой шинный рынок растет в среднем на 7% в год