Мировая мода из Вологды

Русский бизнес
«Эксперт» №50 (734) 20 декабря 2010
Компания «Вологодский текстиль» намерена при поддержке региональных властей стать крупнейшим поставщиком льняных тканей, домашнего текстиля и одежды в России и в Европе
Мировая мода из Вологды

Комбинат «Вологодский текстиль» — единственное в России предприятие текстильной отрасли, имеющее полный технологический цикл от производства трепаного льна до готовых тканей, изделий домашнего текстиля и их сбыта в собственной рознице под брендами «Группа Линум» и Group Rulinen. В отличие от многих льнокомбинатов, выпускающих суровье, вологодская компания в последние десять лет радикально сменила специализацию — перешла от валового выпуска полуфабрикатов к европейскому коллекционному производству готовых изделий. Это стало возможно благодаря частно-государственному партнерству: питерская компания «Доминион» вместе с администрацией Вологодской области создала структуру по типу итальянских текстильных холдингов с замкнутым циклом производства, способную выпускать современные трендовые продукты. Государство давно пытается стимулировать текстильную отрасль — одну из самых технологически отсталых в отечественной промышленности. В стране существуют еще четыре пилотных проекта — в Ивановской, Тверской, Ярославской и Волгоградской областях. В основном речь идет о модернизации производств по переработке хлопка, но развиваются эти программы крайне медленно, ни один из участников программ не имеет такого современного оборудования, как «Вологодский текстиль». Возможно, именно вокруг этого предприятия в обозримом будущем сформируется российский текстильный кластер.

Вологодский бренд

В советское время «Вологодский текстиль» выпускал технические ткани (брезенты, бортовки, ткани для палаток) и суровье на экспорт. Когда в 1990-е госзаказы прекратились, комбинат, успешно работавший с 1920-х годов, оказался банкротом. Его владельцы пытались перепрофилировать бизнес и, было время, даже хотели отдать огромные цеха под сборку американских джипов. Но взбунтовался коллектив: сотрудники обратились в Вологду и Москву с просьбой спасти комбинат. По инициативе местных властей в 1998 году было создано новое акционерное общество «Вологодский текстиль». С 2002 года соучредителем и управляющей организацией комбината стала компания «Доминион», имевшая опыт в управлении бизнесом в сфере производства текстиля, импорта европейской одежды, а также аренды коммерческой недвижимости.

«К тому времени у нас был опыт антикризисного управления текстильными предприятиями Санкт-Петербурга, которые научились выпускать не только суровье, но и сложные ткани — маркизет, батист. Этого мы добились благодаря гос­программе по поддержке переработки льна и хлопка в Ленобласти», — вспоминает Николай Алексов, президент компании «Доминион».

На «Вологодском текстиле» новые менеджеры начали c установки современных прядильных и ткацких станков. К 2004 году предприятие увеличило объемы производства и продаж суровых тканей на экспорт в 2,5 раза. Однако в 2005-м, с вступлением Китая в ВТО, вывозить из России текстильные полуфабрикаты стало невыгодно — наши предприятия не могли конкурировать с китайцами по издержкам. Чтобы развиваться, вологодскому комбинату надо было выпускать готовые ткани — как это делали е

Компания «Доминион» занимается управлением бизнесом в трех направлениях: коммерческая недвижимость (управляет в Санкт-Петербурге бизнес-центром и торговым центром «Сампсониевский»); розничная торговля (владеет сетью «Линум» по продаже домашнего текстиля и сетью «Доминио» по продаже одежды — всего 10 магазинов в Санкт-Петербурге, Вологде, Казани, Сочи, Великом Устюге, Красавине); производство текстиля (управляет предприятием «Вологодский текстиль»).

Основными акционерами ОАО «Вологодский текстиль» являются администрация Вологодской области, ей принадлежит 63% уставного капитала, и компания «Доминион» (Санкт-Петербург). «Вологодский текстиль» владеет двумя льнокомбинатами — в Вологде и в Красавине Вологодской области, которые выпускают льняные и смесовые ткани, а также постельное и столовое белье из них. В 2009 году оборот «Вологодского текстиля» достиг 321,6 млн рублей. В общем объеме выручки удельный вес продаж ткани составил 60%, изделий домашнего текстиля — 37%, льнолавсановой пряжи — 3%. В 2011 году компания планирует начать производство одежды из собственных тканей. Планируется, что к 2015 году треть оборота предприятия будет составлять реализация ткани, треть — домашнего текстиля, треть — одежды.

Преимущества и риски ОАО «Вологодский текстиль»

Преимущества
•современное оборудование
•собственная уникальная сырьевая база
•развитие собственной розницы
•высокий спрос на льняные изделия на мировом рынке
•частно-госудурственное партнерство

Риски
•несформированность рынка льняных изделий в России
•отсутствие в стране школы промышленного дизайна
•ограниченность ассортимента изделий из льна