Тропой синих воротничков

Экономика и финансы
«Эксперт» №2 (736) 17 января 2011
Калужская область выбрала для себя индустриальный путь развития. Полноценных кластеров там пока не сформировалось, но жизнь налаживается
Тропой синих воротничков

На завод немецкого концерна Volkswagen — самое большое иностранное предприятие Калужской области — мы попали к началу второй смены. К современному зданию, стоящему посреди чистого поля, съезжались маленькие автобусы. От них медленно тянулись группки молодых людей: все как один в черных куртках и черных вязаных шапках, надвинутых почти на брови. Скапливаясь перед проходной, они молча закуривали по сигарете: мрачные взгляды исподлобья, ни шутки, ни даже дружеского рукопожатия. Видно, встреча с родными цехами не будила в них трудовой задор.

А казалось бы, немецкий концерн создал для них такие условия труда, какие больше нигде в Калуге не найти (посетив пять производств за три дня, мы обнаружили, что завод Volkswagen — самый чистый и красивый, да и зарплата там одна из самых высоких в регионе). В цехах — чудо-роботы и специальные дорожки для прохода и проезда; охрана труда на высшем уровне, начиная с красивой униформы — разной для рабочих кузовного цеха, цеха покраски и сборочного цеха — и заканчивая перерывами каждый час; эргономичные кресла на линии сборки; бесплатные курсы немецкого языка и бесплатные же обеды, ну и, наконец, скидки на собираемые ими же автомобили — 12%. Отчего же в глазах тьма?

К концу поездки словосочетание «рабочиефольксвагена» стало для нас с фотографом Даниилом единым нарицательным понятием. Пошли вечером искать, где поужинать, перед входом в кафе — неприветливые молодые люди. «Мне кажется, это “рабочиефольксвагена”», — произнес испуганно Даниил и потащил меня прочь. «У вас-то рабочие повеселее, чем на “Фольксвагене”», — говорила я местному предпринимателю Леониду Мееровичу на его заводе. И он тут же понимал, о чем идет речь.

Итак, мы сразу натолкнулись на главную проблему иностранных инвесторов в Калуге. Это люди. Не случайно и на «Фольксвагене», и потом на заводе Samsung (вернее, на российском предприятии «Самсунг Электроникс Рус Калуга» (SERK) c нами беседовали именно менеджеры из службы персонала.

Приехали мы в Калужскую область, ставшую за последние годы образцовым регионом по привлечению иностранных инвестиций в РФ, чтобы узнать, так ли все хорошо, как на бумаге. Существуют ли уже там разрекламированные кластеры — автомобильный и фармацевтический? И вообще, благоденствуют ли при таком потоке денег в регион калужане?

Любовь и дисциплина

О разнице в трудовой этике и разных подходах к организации производства изданы тысячи книг. Мы расскажем лишь о переживаниях конкретных немцев и корейцев на российской земле. Точнее, сотрудников немецких и корейских компаний. Ведь создавать производство в России концерн Volkswagen прислал славян — чехов, словаков, а корейцы из Samsung налаживать контакты с рабочими наняли и вовсе русских.

Кстати, сами сотрудники службы HR, что директор по персоналу «Фольксваген груп Рус» Ярослав Холечек, что Олег Судаков из SERK, вполне проникнуты духом своих компаний. Холечек вспоминает, как сам пришел на завод в 35 лет простым рабочим, когда развалилась социалистическая система, и явно благодарен компа