В обществе бесподобных личностей

Общество
Москва, 17.01.2011
«Эксперт» №2 (736)
Будущее нашей нации и европейской цивилизации в целом зависит от того, сможем ли мы преодолеть инерцию бесконечного распада и заново научиться создавать общности

Диана Жегло

Мы живем во времена беспрецедентного в истории роста индивидуализма. В современном западном обществе абсолютная правомерность превалирования частного над общественным давно ни у кого сомнений не вызывает. Рост значимости индивидуума — это ключевой элемент современной демократической системы и постиндустриального общества. Еще Макс Вебер объяснил, как рост индивидуализма и выход из семейной и клановой системы связан с экономическим и политическим процветанием Запада, а также с высвобождением творческой энергии индивидуума. У сомневающихся до сих пор есть возможность ознакомиться с общинной или коллективной жизнью азиатских или африканских народов, чтобы навсегда уверовать в истинность и правоту индивидуализма.

Между тем в последнее десятилетие процветающий индивидуализм стал все больше видеться как проблема. Бесконечное дробление общества на обособленных и крайне не похожих друг на друга индивидуумов привело к так называемой атомизации общества и к вселенскому одиночеству, часто граничащему с психическими заболеваниями. Если раньше государство диктовало своим гражданам определенные требования по совместному существованию: у человека должна быть семья, дети, а сам он должен быть частью какого-то рабочего коллектива или партии, — то теперь у индивидуума нет стимулов терпеть других индивидуумов на своей территории. Абсолютным чемпионом этого процесса можно считать Швецию, где большинство населения представляет собой семью из одного человека.

Без государства

Рост индивидуализма стал особенно беспокоить европейские государства, когда они обнаружили, что этот процесс начинает угрожать самому их существованию. В самом деле, большинство европейских социологов и политологов отмечают серьезное ослабление способности европейских граждан к формированию каких-либо общностей. Все меньше европейцев ассоциируют себя с тем или иным политическим движением или партией, более того, все меньше людей ассоциируют себя со своей нацией

Падение национального патриотизма и рост космополитизма оказались настолько сильны, что в начале этого века всерьез обсуждался вопрос ухода с мировой сцены национального государства как устаревшего социального формирования. Евросоюз активно продвигал идею ослабления национального самосознания и формирования общеевропейской идентичности. Однако на практике индивидуализированное европейское население оказалось неспособным создавать новые общности, даже расставаясь со старыми.

Подобная неспособность далеко не так безобидна, как кажется на первый взгляд, ведь человек на протяжении всей истории своего существования создавал нечто великое и развивался исключительно путем создания общностей — живых организмов, состоящих из множества людей, энергия которых направлялась на решение одной и той же проблемы.

Утратив способность создавать дееспособные общности вокруг одной идеи, атомизированная европейская цивилизация постепенно будет съедена более активными соседями. Сегодня этот процесс хорошо заметен на примере постепенной исламизации Европы. Понятн

У партнеров

    «Эксперт»
    №2 (736) 17 января 2011
    Тренды
    Содержание:
    Оппозиции нашего времени*

    Государство — против теневых центров силы, демократия — против манипуляции, участие — против исключения народа из политики и экономики, капитал — против зависимости и бедности, реальная сложность — против примитивной простоты

    Реклама