Приехали!

Повестка дня
«Эксперт» №3 (737) 24 января 2011
Приехали!

Российская команда «КамАЗ-Мастер» одержала яркую победу на завершившемся в Южной Америке самом престижном автомобильном ралли «Дакар-2011». Впервые в истории «Дакара» сразу четыре экипажа одной команды заняли четыре первых места в своей классификации. При этом российский гонщик Владимир Чагин, в раллийном мире известный под уважительным прозвищем Царь, установил абсолютный рекорд, став чемпионом «Дакара» в седьмой раз. А всего в ралли «Дакар» (с 2009 года эта гонка из-за угрозы терроризма проходит не в Африке, а в Южной Америке) «КамАЗ-Мастер» одержал победу в десятый раз.

Интересно, что четвертое место в гонке занял автомобиль технической поддержки команды «КамАЗ», который изначально не был нацелен на борьбу за значимые места (автомобили технической поддержки обычно существенно тяжелее, так как везут с собой запас запчастей). Ближайшего конкурента на дистанции почти в 10 тыс. км по дорогам Аргентины и Чили он опередил всего на 40 секунд.

В этом году гонка проходила в особенно тяжелых условиях при температуре иногда до плюс 60 градусов, и удача была особенно неблагосклонна к основным соперникам «КамАЗа». Получил травмы спины и сошел с трассы голландец Жерар де Рой из команды IVECO. Из-за поломки мотора гонку прекратил чех Алес Лопрайс на Tatra. В аварию попал голландец Ван Гинкель на Ginaf — по неофициальной информации, он заснул за рулем, так как не выспался накануне. По прилете домой камазовцы шутили, что самые тяжелые испытания на самом деле их ждали перед гонкой — команда застряла в Москве во время предновогоднего аэропортовского коллапса и едва успела к старту ралли.

Победы команды «КамАЗ-Мастер» во многом связаны с тем, что это, пожалуй, самый удачный не только спортивный, но и коммерческий проект в российском автоспорте. За последние годы команде удалось добиться солидной спонсорской поддержки: ее финансируют вместе с непосредственно крупнейшим российским производителем грузовиков еще более двух десятков спонсоров и партнеров. Официально бюджет команды не оглашается, но независимые источники говорят о более десяти миллионов долларов в год. В частности, представители банка ВТБ, одного из четырех генеральных спонсоров команды, указывают на ежегодный объем спонсорских вложений в 1 млн евро. Они довольны отдачей от проекта, так как сейчас банк активно развивает свою международную деятельность, а «отважно несущийся в пыли мощный грузовик, который постоянно показывают телеканалы всего мира, — идеальный рекламный носитель».

Очень довольны отдачей от деятельности команды и представители самого завода КамАЗ. «В последние годы наше предприятие увеличивает экспортные поставки, но мы почти не тратим деньги на рекламу за рубежом, — признался “Эксперту” Олег Афанасьев, директор департамента по связям с общественностью ОАО “КамАЗ”. — Именно благодаря успехам в ралли “Дакар” узнаваемость нашего бренда за рубежом очень высока. Интересно, что в день возвращения команды в Россию акции КамАЗа на бирже подорожали на 12 процентов, и этот скачок мы связываем в т