Москва, 08.12.2016

«Я вам этого не скажу»

Русский бизнес Основатель одной из крупнейших в России розничных сетей «Магнит» уверен: смысл существования сетевого ритейла — в низких ценах. И это единственный секрет бизнеса, который он готов раскрыть публике
Фото: Алексей Майшев
  1. Снова дружим с британцами
    Редакционная статья
  2. Гольфстримом принесло
    «Роснефть» обрела стратегического партнера — транснациональный холдинг British Petroleum, после аварии потерявший для себя Мексиканский залив как главный регион добычи нефти
  1. Снова дружим с британцами
    Редакционная статья
  2. Гольфстримом принесло
    «Роснефть» обрела стратегического партнера — транснациональный холдинг British Petroleum, после аварии потерявший для себя Мексиканский залив как главный регион добычи нефти

Все мы — кто регулярно, кто время от времени — оказываемся в роли покупателей. И, как нам кажется, вполне можем судить о том, как работает отрасль. Вот мы заходим в магазин и видим: устроено там все просто. Однако Сергей Галицкий, владелец розничной сети «Магнит», крупнейшей по числу магазинов в стране, не считает торговлю простым делом.

«Магнит» — ярчайший феномен отечественного предпринимательства. Родившись в Краснодаре, эта сеть быстро обошла не только всех региональных игроков, но и многих ритейлеров, формировавшихся в благоприятном климате столичных рынков — с их высоким, по сравнению с остальной страной, платежеспособным спросом. Сейчас лишь X5Retail Group находится с «Магнитом» в одной весовой категории, и если X5 удается периодически уходить в отрыв по оборотам, то за счет поглощений (в 2010 году выручка у «Магнита» составила 236 млрд рублей, а у X5 — 342 млрд). Краснодарский же ритейлер упорно ставит на органический рост, инвестируя огромные средства в свои преимущества — удачно найденный формат торговли «дискаунтер у дома» и хорошо организованную логистику. Так, в 2010 году инвестпрограмма «Магнита» составляла 1,3 млрд долларов, на 2011-й запланировано 1,5 млрд. Одних только грузовиков MAN в сеть будет поставлено 1,5 тыс. — на 150 млн евро.

В одном из интервью вы сказали, что вам не нравится, когда сетевую торговлю воспринимают как простую схему «купи-продай»? Чем вас это задевает?

— Когда люди говорят «купи-продай», они не понимают, какой тяжелый труд стоит за тем, чтобы заполнить полки магазинов. Конечно, бывает, что где-то грязно, какой-то товар не завезли. Но если у тебя больше миллиарда чеков за год, это — колоссальные информационные потоки. Объем информации настолько велик, что для того, чтобы просто его обрабатывать, требуются невероятные усилия. У нас один сервер стоит больше миллиона долларов, а их в сети десятки. А логистика в России! Регулярная доставка продовольственных товаров в срок с нашими дорогами, с территориями, с неравномерным распределением населения, с перепадами температур — большая проблема. К тому же в торговле работает больше всего людей в стране, что доказывает: эта отрасль совершенно необходима.

В чем состоит роль современной розничной торговли в экономике?

— Она многогранна. Вспомните наши магазины двадцать лет назад и посмотрите сейчас. Куда людям приятнее приходить? Второе: розничная торговля очень конкурентна. Конкуренция — это низкие издержки. А что такое низкие издержки? Покупатель из своего кошелька отдает меньше денег. У нас потребители тратят на продовольствие в среднем 40 процентов своего бюджета. Мы все вместе должны добиться того, чтобы эта цифра снизилась по крайней мере до 20 процентов. А потом догнать развитые страны, где этот показатель достиг 8–10 процентов. Кстати, там очень большую роль в этом сыграли сети типа «Алди» (немецкая сеть дискаунтеров. — «Эксперт»). Тогда у нас будет богатая страна. Люди начнут не выживать, а накапливать и строить свое будущее.

Ваши рассуждения напоминают

Розничная продовольственная сеть «Магнит» основана в 1998 году в Краснодаре. Действует в 1216 населенных пунктах РФ. Включает 4002 дискаунтера у дома, 51 гипермаркет (две трети магазинов расположены в городах с населением менее 500 тысяч человек), 11 логистических центров. Автомобильный парк — 2640 автомобилей.

Выручка в 2010 году — 7,8 млрд долларов.

Число сотрудников — около 100 тысяч.

Слегка приостановившись в кризис, в 2010 году "Магнит" возобновил агрессивный рост

Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт