Тирания с любовью

Культура
Москва, 07.02.2011
«Эксперт» №5 (739)
Премьера «Калигулы» Камю в постановке Эймунтаса Някрошюса обещала стать ярким событием сезона. И судя по статусным гостям, сидевшим в партере, расчеты Театра наций на то, что спектакль с Евгением Мироновым в главной роли взбудоражит Москву, оправдались. Хотя и не вся премьерная публика досидела до финала

Фото: Марюс Някрошюс

Дезертирство зрителей на длинных и сложносочиненных спектаклях Някрошюса — дело привычное. Но если учитывать, что Театр наций, взявший с некоторых пор курс на коммерчески успешный репертуар, обычно довольно точно определяет целевую аудиторию для своих проектов, уход публики с четырехчасового «Калигулы» — признак какой-то серьезной ошибки.

Что касается пьесы, то против нее в коммерческом плане работает тот факт, что «Калигула» Камю вовсе не историческая драма или байопик, а философский трактат, написанный в диалогической форме. Поэтому разумеется, что в постановке «Калигулы» не к месту дворцы в античном стиле и артисты в туниках. Някрошюс, чтобы уйти от стиля, навеваемого традициями классицизма и голливудских пеплумов, одел героев Камю в условно современные костюмы и поместил в сценическое пространство, более напоминающее деревенский постоялый двор, чем дворец императора. Однако трудно представить, чтобы те, кого относят к потенциальным потребителям коммерческой театральной продукции, были бы способны адекватно воспринимать и такую сценографию, и сам текст Камю, не упакованный в античные тоги. Хотя, возможно, будь в спектакле, при всей его визуальной скромности, эмоциональной сдержанности и логоцентричности, толика публицистического пафоса, не исключено, что обошлось бы без зевков в зрительном зале.

До премьеры, кстати, был соблазн думать, что в спектакле об одном из самых жестоких тиранов Древнего Рима будет проведена не одна яркая историческая параллель. К счастью, Някрошюс, в чьих работах предметом философских размышлений всегда была вечность, а не время, обошелся с пьесой Камю без публицистических грубостей. Однако при отсутствии каких-либо внешних эффектов из арсенала массовой культуры, способных удовлетворить ту часть публики, для которой «Калигула» прежде всего фильм Тинто Брасса со всеми величественными непристойностями и очевидными политическими аллюзиями, спектакль Някрошюса оказался в затруднительном положении. Пока режиссер ставил спектакли только у себя в театре, не вписывая свои работы ни в какой иной контекст, кроме контекста собственного творчества, такого с ним не случалось. Да и сам он прежде работал почти без ошибок. А теперь даже его знаменитая способность сочинять парадоксальные визуальные метафоры дала какой-то странный сбой, и чуть ли не все пластические образы в «Калигуле» получились прямолинейно иллюстративными.

Равно как и музыкальное оформление. Компиляция из произведений Брукнера, Вагнера, Генделя и Рихарда Штрауса звучит в спектакле практически нон-стопом и с многозначительным смысловым усилением звука в самых патетических местах, будто указывая: тут тревога, там сомнение...

Мысль, что Някрошюс не умеет работать по заказу, кажется нелепой. Поэтому приходится думать, что театр просто поспешил с премьерой. А условия для «дозревания» спектакля прямо на публике не самые лучшие: актерское эго звезд, получивших шанс работать с режиссером экстра-класса и, кажется, не выдержавших психологической нагрузки, и отсутствие у Театра

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (739) 7 февраля 2011
    Беспорядки в Египте
    Содержание:
    От фараонов к имамам

    Итогом египетской революции может стать не демократизация, а исламизация страны. Некогда оплот секуляризма на Ближнем Востоке, Египет рискует превратиться в колоссальный источник региональной нестабильности

    Международный бизнес
    Реклама