Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны

Средний бизнес России — плодороднейшая почва для инноваций. Динамичные средние компании не только сами ведут научно-исследовательскую деятельность, но и являются интеграторами НИОКР отечественных и зарубежных игроков
Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны

Когда в 2001 году Карла Фиорина вступила в должность CEO компании Hewlett-Packard, ей досталась не динамичная инженерная компания, сражающаяся за лидерство в своем сегменте, а усталый благополучный гигант, почивающий на лаврах. Идеология, заложенная отцами-основателями, заключалась в том, что главное лицо в HP — инженер, поэтому должны быть созданы все условия, чтобы он мог создавать новые продукты и технологии. И в отсутствие «отцов» это привело к тому, что в компании было полно дублирующих продуктов и изысканий, борющихся друг с другом не только за финансирование, но и за место на рынке; при этом компания нередко уступала лидерство конкурентам. Через несколько десятилетий после своего создания HP могла позволить себе слегка расслабиться: огромная накопленная финансовая и рыночная мощь скрадывала и недостаточное внимание к нуждам потребителей, и незаинтересованность в открытии новых рынков, и потерю некогда присущего компании яркого инновационного темперамента.

Впрочем, такова судьба практически всех серьезных и по-настоящему успешных компаний. Три-четыре десятилетия яркого поиска, внедрения инноваций, создания и развития нового для экономики рынка — а потом просто хорошая жизнь. Если бы обновление экономики зависело только и прежде всего от гигантов, то его просто бы не было. Сотовую связь придумала не AT&T, а сумасшедший предприниматель-одиночка, который хотел иметь возможность разговаривать с женой, даже находясь на необитаемом острове. Магазины с природной косметикой Body Shop создали не в L’Oreal. Авиакомпании-дискаунтеры запустили не в British Airways. И даже идея единой платформы программного обеспечения возникла не у лидера компьютерного рынка HP, а в голове никому не известного Билла Гейтса.

Конечно, здесь есть некоторый перегиб. За счет огромных вложений в науку и технику крупные высокотехнологичные компании обеспечивают плавное течение научно-технического прогресса, они постоянно вносят огромный вклад в совершенствование технологической базы современности. Но им некуда спешить. И поэтому они часто пропускают радикальные инновации, не ищут свободные ниши, брезгуют малыми рынками, и если бы они не были окружены средними динамичными компаниями, то вряд ли бы менялись вообще.

Поэтому когда мы говорим об инновационном развитии нашей экономики и пытаемся возлагать ответственность за это на крупнейшие российские компании, то мы, кажется, идем против самой природы экономической жизни. Так где же искать инновационную активность? Там же, где она рождалась на протяжении всех последних двухсот лет развития капитализма, — в средних динамичных компаниях, возглавляемых слегка одержимыми предпринимателями. Именно этому было посвящено исследование «Инновационный спрос и инновационная активность динамичных компаний среднего бизнеса», которое журнал «Эксперт» провел по заказу РВК.

Хотя теоретическая модель, изложенная выше, нам чрезвычайно близка, и Шумпетера мы читали, и вот уже несколько лет плотно изучаем средний российский бизнес, даже для нас т