Проблема в деталях

Русский бизнес
Москва, 11.04.2011
«Эксперт» №14 (748)
Стихийное бедствие в Японии нанесло удар не только по местным автозаводам, но и по всей мировой цепочке поставок компонентов для автомобильной промышленности. Однако мировому автопрому по силам предотвратить обвальное падение производства автомобилей

Фото: AP

В Японии в зоне разрушений оказались мощности крупных местных производителей автокомпонентов, и связанные с ними автомобильные заводы по всему миру вынуждены приостановить работу. «Можно констатировать, что по мировой автомобильной промышленности нанесен мощный удар, а кризис поставок будет едва ли не самым тяжелым за всю историю отрасли», — говорит Эвальд Крайд, партнер и управляющий директор международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group.

По данным Ассоциации японских автопроизводителей (JAMA), от стихии пострадало более 500 промышленных объектов производителей автомобилей и автокомпонентов. Сократили объемы выпуска или остановили часть своих заводов такие производители комплектующих, как Keihin, Furukawa, Renesas, Toshiba, Sanyo, Fujitsu, NEC, Seiko Instruments, Hitachi, Panasonic. В основном эти компании специализируются на электронных и электрических компонентах (чипы, датчики, полупроводники, жидкокристаллические панели), элементах трансмиссии (коробки передач, приводы, сцепление), а также нефтехимической продукции (этилен, синтетический каучук) и особых материалах (например, пигмент для краски).

А дальше сработал принцип домино. К примеру, в производстве большинства автомобилей марки Peugeot и Citroen используются японские датчики и чипы для управления работой двигателей. Нехватка означенных деталей сказывается на выпуске машин этих марок во Франции, Испании, Словакии. С перебоями работают предприятия Ford в США и Бельгии. Из-за отсутствия компонентов General Motors заявила о необходимости сократить выпуск машин на заводах в США, Германии и Испании. В США замедляют работу заводы Subaru и Honda. На этой неделе встали производственные мощности Nissan в США и Мексике. Наконец, в самой Японии вынуждены приостанавливать конвейеры все автопроизводители, которые страдают не только от нехватки компонентов, но и от дефицита электроэнергии. Так, на прошлой неделе остановлено 18 заводов Toyota, работали не в полную силу или по сокращенной программе предприятия Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Suzuki. Впрочем, представители большинства автопроизводителей не устают повторять, что все перебои в работе временные и в течение ближайших недель деятельность заводов нормализуется.

Без паники

Некоторые наблюдатели не верят в способность мирового автопрома быстро оправиться и рисуют чуть ли не апокалиптическую картину. Так, представители международной исследовательской компании HIS заявляют, что в этом году мировой выпуск автомобилей рухнет на треть, и, таким образом, вполне можно ожидать острого дефицита.

Однако скорее всего ситуация не настолько драматична. Падение производства у ведущих автомобильных компаний, безусловно, будет, но с более скромными показателями снижения. По данным Boston Consulting Group, к началу апреля, то есть в самый сложный период после бедствия, в Японии в общей сложности недопроизвели 600 тыс. автомобилей, в Северной Америке — 20 тыс., в Европе — 60 тыс. Если учесть, что в текущем году весь мировой автопром планир

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (748) 11 апреля 2011
    Уровень жизни
    Содержание:
    Жить стало лучше. Но не веселее

    Как изменился уровень жизни россиян по сравнению с предреформенным? Если он вырос, то у всех, или часть населения живет беднее, чем в позднесоветской России?

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама