Советники высшего класса

Спецвыпуск Рынок консалтинговых услуг уверенно преодолевает последствия кризиса. Локомотив роста — спрос в сфере информационных технологий

Сфера услуг, как известно, в кризис сжимается первой и выходит из него последней. К рынку консалтинга это относится в полной мере: завершив 2009 год с очень скромным пятипроцентным ростом (см. «Эксперт» № 14 за 2010 г.), компании этого сектора рынка надеялись наверстать упущенное в 2010-м. И надежды во многом оправдались: как показало очередное исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», общая выручка 150 крупнейших консалтинговых компаний увеличилась по итогам прошлого года на 13% и составила 88 млрд рублей (см. график 1).

Однако говорить о полном восстановлении рынка пока не приходится, поскольку за год выручка снизилась у каждой пятой компании из нашего списка (в совокупности на долю этих «отстающих» приходится 13% доходов от общего объема по ренкингу) — бюджеты, выделяемые на консалтинг, принимались еще во время минимизации затрат, и на всех этих бюджетов попросту не хватает. Да и сами консультанты были вынуждены соизмерять свои аппетиты с возросшей прижимистостью клиентов — отсюда ценовая политика, призванная удовлетворить стремление заказчика получить больше за те же, что и раньше, или даже меньшие деньги.

Тем не менее общее настроение на рынке консультантов оптимистичное. Ведь отложенный спрос еще не исчерпан, а в некоторых секторах рынка (например, в информационных технологиях) предложение меняется с такой быстротой, что надолго откладывать затраты на обновление равносильно наращиванию технологического отставания. Так что потенциал для дальнейшего роста рынка налицо.

Персонал грата

Как показывает опрос, проведенный «Эксперт РА» в ходе подготовки ежегодного рейтинга, среди сдерживающих рост рынка факторов большинство консультантов отмечают два. Первый — консалтинговые бюджеты на 2010 год, сверстанные в острую фазу кризиса. Второй — снижение рентабельности консалтинговых проектов в посткризисный период. «Рынок поставщика превратился в рынок заказчика. Клиент получил возможность диктовать условия, требовательно выбирать подрядчика, добиваться выгодных цен», — комментирует генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий.

Серьезный импульс рынку могли бы дать новые масштабные проекты, однако пока их мало. Впрочем, спрос на услуги, отложенный в связи с неопределенными планами развития компаний, уже актуализируется по всем направлениям консалтинга (см. график 2). Наиболее стремительно за прошедший год совокупные доходы компаний — участниц рейтинга изменились при оказании услуг в области управления персоналом, финансами и стратегией. По итогам 2010 года темпы роста здесь составили 30, 23 и 22% соответственно.

Управление персоналом. За последний год объем реализации консалтинговых услуг в области управления персоналом составил 1,6 млрд рублей. Среди востребованных работ — оценка кадрового потенциала организации, разработка программ повышения производительности труда, программ персональной эффективности менеджеров. «В основе этого спроса лежит потребность бизнеса совершенствовать HR-процессы в условиях жесткого дефицита кадров и повышения у