Домодедово на продажу

Повестка дня
«Эксперт» №17 (751) 2 мая 2011
Домодедово на продажу

Крупнейший российский аэропорт Домодедово начал подготовку к размещению своих акций среди ограниченного круга инвесторов. До недавнего времени все активы аэропорта контролировали 12 офшорных компаний, которыми владела зарегистрированная на острове Мэн FML Ltd. В авиационных кругах принято считать, что за ней стоят председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик и предприниматель Валерий Коган. Но в марте нынешнего года у этой структуры неожиданно обнаружился еще один бенефициар — кипрская DME Airport Ltd. Именно ее акции и будут предложены инвесторам. Известно, что организаторами IPO владельцы Домодедово выбрали Goldman Sachs, J.P. Morgan, Morgan Stanley и Credit Suisse. Этим банкам предстоит продать примерно 20–25% акций аэропорта за 1 млрд долларов. Напомним, что именно о такой сумме шла речь год назад, когда руководство аэропорта впервые объявило о планах проведения IPO.

Учитывая блестящие характеристики бизнеса Домодедово, можно не сомневаться, что со своей задачей западные инвестбанки справятся сравнительно легко. В рамках недавнего road show аэропорт впервые обнародовал свои финансовые показатели, которые все эксперты в один голос называют фундаментально очень сильными. Так, выручка в 2010 году выросла с 24,5 млрд до 30 млрд рублей, а чистая прибыль — с 4,55 млрд до 7,7 млрд рублей. При этом рентабельность Домодедово по показателю EBITDA составила почти 42%. Это один из самых высоких показателей в отрасли. Например, у компании Aeroports de Paris, которая управляет всеми аэропортами Парижа, рентабельность составляет около 35%, а у Fraports, управляющей компании аэропорта Франкфурта-на-Майне, около 20%. Но в отличие от крупных западноевропейских аэропортов Домодедово имеет высокие темпы роста. За последние десять лет пассажиропоток увеличился почти в восемь раз, до 22,3 млн пассажиров, то есть темпы роста составляют в среднем 23% в год. В ближайшие десять лет руководство Домодедово рассчитывает нарастить пассажиропоток до 50 млн человек и в три раза увеличить площадь терминалов, с 225 до 711 кв. метров. Именно на эти цели руководство и собирается потратить вырученные от IPO средства. Единственный минус бизнеса Домодедово состоит в том, что государство не горит желанием строить третью взлетно-посадочную полосу в этом аэропорту. На недавнем совещании в правительстве, посвященном развитию аэропортов московского авиаузла, премьер-министр России Владимир Путин прямо заявил, что третью полосу необходимо строить прежде всего в Шереметьево. «По Домодедово решений не принято. Обращайтесь в Минтранс», — заявил премьер-министр в ответ на просьбу Дмитрия Каменщика. Между тем если третья полоса в Домодедово не появится, реализовать планы по расширению аэропорта и увеличению пассажиропотока будет просто невозможно.