Довели до дефицита

Русский бизнес
«Эксперт» №17 (751) 2 мая 2011
Впервые за много лет в ряде регионов России нехватка бензина. По указанию властей нефтяные компании ограничивают рост цен на внутреннем рынке, но при этом наращивают экспорт и снижают поставки внутри страны
Довели до дефицита

Более десятка субъектов федерации в бензиновом кризисе. Раньше и острее всего проблемы проявились в Алтайском крае и Брянской области. На заправках или вовсе нет топлива, или очереди, и бензин отпускается или спецкатегориям, или в ограниченных объемах. Частные заправки не работают из-за отсутствия моторных топлив или взвинтили цены на десятки процентов. Премьер-министр Владимир Путин на днях отдал поручение профильным ведомствам разобраться с проблемой и представить предложения по ее ликвидации, а глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев уже пригрозил крупнейшим участникам рынкам преследованием «вплоть до уголовного». Между тем отраслевые эксперты говорят о возможной эскалации проблем, а нефтяники и ряд профильных организаций — о своей невиновности и системных ошибках чиновников.

Он их в дверь, они — в окно

Автору довелось наблюдать развитие ситуации в Брянской области. Последнее время розничная цена на основную в регионе марку бензина Аи-92 держалась на уровне 22,5–23 рубля. 25 апреля цены на «независимых» АЗС выросли до 26,5 рубля (почти на 20%), у заправок «Роснефти», основного в регионе игрока, выстроились длинные вереницы машин. На следующий день бензин на АЗС этой компании закончился, продажи возобновились лишь через сутки. Очереди, высокие расценки «независимых» и ажиотаж в среде автомобилистов пока сохраняются.

Бензиновый кризис случился, несмотря на то, что доминирующие на рынке вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые контролируют почти всю нефтепереработку, нефтебазы, а также значительную часть АЗС, в последние месяцы испытали значительное давление чиновников. В августе прошлого года премьер устроил их руководству обструкцию за повышенные цены на бензин, а в феврале — за скачок на дизтопливо. Всю вторую половину прошлого и начало нынешнего года ВИНКи терзала ФАС. Служба обвинила крупнейшие компании в сговоре, наложила на них многомиллиардные штрафы, с ее подачи в практику был внедрен ряд законодательных новаций, направленных на ограничение влияния крупных игроков и развитие биржевой торговли.

Среди объяснений происходящего звучит такое: мол, крупнейшие игроки создают искусственный дефицит, чтобы вытеснить с рынка независимые автозаправки. Выглядит не очень убедительно: пока отсутствие бензина на фирменных заправках никак не упрочило позиции крупнейших компаний. К тому же среди упомянутых новаций ФАС присутствуют жесткие ограничения по доле доминирующего игрока на локальном рынке.

Заявления Игоря Артемьева, что бензиновый дефицит — результат картельного сговора между крупнейшими компаниями, в частности между «Роснефтью» и «Газпром нефтью», звучат правдоподобнее, но все же не отражают всю сложность ситуации.

Ценовой анализ свидетельствует о том, что последние полгода ВИНКи действовали, скажем так, с оглядкой на Путина. То есть, как и требовал премьер, сначала немного снизили цены на бензин, а затем длительное время держали их на одном уровне (см. график). Причем делали они это, несмотря на международну