О профанации обсуждения

Разное
Москва, 02.05.2011
«Эксперт» №17 (751)

«Госдума не станет медлить с чтением правительственного законопроекта “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”», — радует читателя правительственная газета. А жаль. Нам бы, как Сухову, лучше помучиться, но надежды на отсрочку нет никакой. Не для того двухсотстраничный документ, по тщательности выделки подобный сырому полену, спущен в Думу, чтобы там из него, не щадя времени и усилий, делали секретер а-ля Луи Каторз; стешут самые вопиющие лохмотья — и вперёд. Получай, страна, свою медицину XXI века. О том, что в проекте хорошо, горячо толкуют руководители Минздрава; о том, что в нём дурно, Минздрав молчит — и ясно, что костьми ляжет, чтобы закон вышел из Думы в точности таким, каким в неё вошёл.

Но это же естественно, скажут мне: министерские работали над ним много лет, привлекая лучших специалистов… Ага. А вы читать его не пробовали? Откройте на сайте Думы проект, попробуйте. Статья 41 «Запрет эвтаназии» начинается так: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть, которая является ускорением смерти пациента» (курсив мой, пунктуация правительственная. — А. П.). Прямым запретом эвтаназии авторы проекта, судя по их выступлениям, ужасно гордятся, но текста статьи, как видите, никто из них перед отправкой в Думу не прочитал. Берём статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе», ещё одну гордость авторов — тут сплошные следы многолетнего труда. То прямая жуть: патологоанатомические исследования «с целью определения диагноза, выбора или контроля мероприятий по лечению» (п. 6). То плетение словес: «медицинская помощь» (п. 2) есть медицинская услуга; а «медицинская услуга» (п. 3) есть медицинское вмешательство; а «медицинское вмешательство» (п. 4) есть «любой… вид медицинских манипуляций и обследования». Понятно, что это нагорожено с единственной целью упомянуть как бы вскользь, что любая медицинская услуга «имеет определённую стоимость» (п. 3), но очень уж выходит неопрятно. И ведь так все 220 страниц. Минэкономики в своём отзыве на проект упоминает ещё «множество внутренних противоречий» — и это тоже чистая правда. Сырой и путаный текст; черновые листочки с разных принтеров, второпях подшитые в одну папку.

Не так всё это и страшно, скажут мне: и логические нестыковки, и уж тем более стилистические кляксы вполне убираемы — Дума справится. Возможно, но ведь и дело не в мелких неопрятностях — они лишь обнажают степень обдуманности текста; проект плох по сути. Предложенный к принятию закон написан не для пациентов, не для медиков, а исключительно для чиновников от медицины. У граждан в сфере охраны здоровья наряду с правами есть обязанности (гл. 4); у медицинских работников и медицинских организаций (гл. 9) обязанностей пруд пруди; и только у чиновников всех трёх уровней (гл. 3) немыслимая груда всевозможных полномочий — и ни единой обязанности, ни малейшей ни за что на свете ответственности. В частности, никто не отвечает за неполную реализацию провозглашаемых в проекте прав граждан — на охрану здоровья (

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (751) 2 мая 2011
    Британская монархия
    Содержание:
    Монархический реванш

    Свадьба наследного принца стала для британской монархии новым маркетинговым ходом. Традиционный институт с тысячелетней историей успешно адаптируется к новым условиям

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама