Освободиться от экономического детерминизма

Книги
Москва, 02.05.2011
«Эксперт» №17 (751)
Известный американо-венгерский социолог считает, что рано или поздно человечество освободится от рыночной психологии и обретет свободу

После краха советской власти значительная часть наших граждан живет в уверенности, что рыночная экономика — абсолютно естественное состояние общества, которому нет альтернативы, а советская власть с ее стремлением построить безрыночное общество — историческое недоразумение. Однако это не общепринятая точка зрения, у нее есть серьезные оппоненты не только среди марксистов.

Карл Поланьи — совсем не марксист (по политическим взглядам его скорее можно отнести к христианским либерал-социалистам) — в своем главном труде «Великая трансформация» пришел к выводу, что рыночная экономика и свобода несовместимы. Правда, по его мнению, именно такая экономика, лишенная регуляторов и поэтому порабощающая человека, просуществовала лишь до 1870 года. После этого возникло регулирование рынка труда, а дальше и регулирование рынка земли, которые продолжали развиваться и совершенствоваться в течение всего ХХ века, особенно в части длительности рабочего времени. И современный капитализм с его разветвленной и изощренной системой нерыночных регуляторов (обязательные отпуска, минимальная зарплата, больничные и максимальная длительность рабочего дня) нельзя назвать рыночным обществом в том смысле, в каком оно существовало при Смите и Марксе. Думается, что Поланьи был бы немало потрясен предложениями некоторых наших предпринимателей фактически отказаться от такого регулирования, усмотрев в этом возврат к системе экономического порабощения, столь характерного для раннего капитализма.

Выходец из Австро-Венгрии, Карл Поланьи пережил и Первую мировую, и распад империи, и венгерскую, и нашу революции. Из своего опыта он вынес стремление к свободе как главной человеческой ценности. А основную угрозу свободе увидел в фашизме, который, по его словам, противостоит христианству, индивидуализму, социализму и демократии. О чем и написал в работе «Сущность фашизма», представленной в этом сборнике. Поланьи считает, что «между христианством и фашизмом должна идти борьба не на жизнь, а на смерть». Размышляя над вопросом, каким образом фашизм, выступая против самих идеологических основ современного общества, сохраняет капиталистическую форму организации общества, автор отвечает на него так: «Обличение социализма и капитализма как близкородственных порождений индивидуализма позволяет фашизму заявлять о себе массам как о заклятом враге того и другого. Массовое недовольство либеральным капитализмом обращается, таким образом, против социализма без учета нелиберальных, то есть корпоративных, форм капитализма. Хотя подмена происходит неосознанно, трюк продуман гениально. Сначала либерализм отождествляется с капитализмом, затем либерализм получает отставку, но капитализм от этого ничего не теряет и продолжает свое безбедное существование под другим именем».

Конечно, понимание Поланьи социализма далеко от той разновидности экономической и социально-политической системы, что победила в Советском Союзе. Для него социализм — это распространение демократических принципов на экономику, идеал, исповедуе

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (751) 2 мая 2011
    Британская монархия
    Содержание:
    Монархический реванш

    Свадьба наследного принца стала для британской монархии новым маркетинговым ходом. Традиционный институт с тысячелетней историей успешно адаптируется к новым условиям

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама