По малым городам — второй очередью

Русский бизнес «Магнит» создает федеральную сеть магазинов, торгующих непродовольственными товарами повседневного спроса. При этом ритейлер использует инфраструктуру своего продуктового бизнеса
Фото: Олег Слепян

Крем, шампунь, пилка для ногтей, носки, туалетная бумага, кофемолка — это не самое причудливое сочетание товаров, которое можно встретить на полке магазина формата дрогери — товаров повседневного спроса (от немецкого drogerie — «аптекарский магазин»). О реализации проекта в этом формате объявил крупнейший продовольственный ритейлер «Магнит». Уже в 2011 году будет открыто 200 точек «Магнит Косметик» — небольших магазинов, основу ассортимента которых составляют косметика и бытовая химия.

Ниша дрогери очень перспективна для ритейла. В Европе количество таких магазинов сопоставимо с количеством продуктовых супермаркетов, а в России сами участники рынка насчитывают не более 2,5 тыс. точек, включая маленькие локальные сети. Емкость же рынка оценивается в 15–20 тыс. точек. «Магнит» — первый игрок федерального масштаба, пришедший в этот бизнес, и заявленные им темпы роста беспрецедентны, большинство нынешних крупнейших операторов дрогери он догонит за один-два года (см. график 1).

Очередная оптимизиция

Интерес «Магнита» к сегменту дрогери связан с некоторой перегруппировкой сил компании на продовольственном рынке: темпы открытия ею продуктовых магазинов у дома замедляются. Несмотря на то что компания запланировала на 2011 год рекордные объемы инвестиций (1,5 млрд долларов), магазинов в формате «у дома» она откроет столько же, сколько в 2010-м, — 800, когда в развитие инвестировалось 1,2–1,3 млрд долларов. Причем в эти 800, судя по всему, входят и 200 магазинов дрогери. То есть на продовольственном рынке «Магнит» переносит акцент на гипермаркеты: их в 2011 году запланировано открыть 50–60 против 27 годом ранее.

Как отметил генеральный директор «Магнита» Сергей Галицкий, комментируя результаты работы компании в 2010 году, одним из трендов четвертого квартала стало «значительное увеличение числа магазинов, включенных в программу реноваций». Из этого можно сделать вывод, что в «Магните» в очередной раз задумались над повышением эффективности бизнеса. Отчасти это вызвано усилением конкуренции со стороны X5 Retail Group, объявившей о выходе с этого года в населенные пункты с численностью проживающих от 5 тыс. человек. «Они везут груз из города A в город B, почему бы им по дороге не заехать и в деревню С», — объясняют эксперты это решение. В «Магните» давно осваивают малые города и поселки, под это заточена вся логистика, включающая собственный большой парк автотранспорта. Но и эта система, очевидно, уже требует оптимизации. Например, другим трендом конца прошлого года Сергей Галицкий назвал сильный рост стоимости автомобильного топлива.

Одним из решений проблемы для «Магнита» может стать расширение присутствия в уже освоенных им населенных пунктах за счет формата дрогери. В первую очередь это касается городов с населением менее 10 тыс. жителей, где сеть достигла насыщения рынка в продовольственном секторе или уперлась в антимонопольный 25-процентный потолок, поскольку норма закона о торговле, устанавливающая это ограничение, пока не применяется к непродовольст

Никто из игроков рынка дрогери еще не дорос до федеральных масштабов
Сети дрогери пытаются переманивать клиентов у всех операторов рынка косметики