Вторжение в святая святых

Русский бизнес
Москва, 09.05.2011
«Эксперт» №18 (752)
Один из мировых лидеров шинной промышленности французский холдинг Michelin планирует построить в России сеть заводов по восстановлению грузовых шин и благодаря этому кардинально перекроить российский рынок грузовых шин, традиционно контролируемый местными компаниями

Фото: ИТАР-ТАСС

Группа Michelin 27 апреля открыла в подмосковном Давыдове завод по восстановлению грузовых шин с цельнометаллическим кордом (ЦМК). Предприятие создано на базе уже имеющегося в России завода Michelin по выпуску шин, правда легковых.

Можно было бы и не обращать особого внимания на это событие, ведь инвестиции в проект невелики — всего 10 млн евро. Да и мощности завода по меркам отрасли вроде как незначительные — 50 тыс. грузовых ЦМК-шин в год. Однако проект Michelin позиционируется лишь как первый шаг в реализации большой стратегии французов. И эта стратегия может серьезно изменить облик российского шинного рынка и усложнить жизнь крупным российским шинным компаниям.

Российские шинники уже давно уступили внутренний рынок легковых шин иностранным конкурентам. Они проигрывают и прямому импорту, и брендированной продукции локализованных заводов. Однако что касается грузовых шин, то в этом сегменте их позиции до последнего времени оставались незыблемыми, это святая святых их бизнеса. Импортные в полтора-два раза дороже российских и уже поэтому неконкурентоспособны. Да и доля импортной грузовой техники в России не так уж велика. Неудивительно, что доля россиян на этом рынке даже в самые худшие для них предкризисные годы не падала ниже 50%, а сейчас превышает 70%. Поэтому у наших шинников в этом сегменте максимальная прибыль, и они стараются оберегать его как зеницу ока. Но теперь все может измениться.

Пришествие металлокорда

Резина — материал мягкий, податливый. Однако шинам необходимо иметь определенную твердость, поэтому при их производстве используются армирующие элементы. Традиционно в этом качестве использовался текстильный корд. Именно на этой технологии основано производство отечественных предприятий.

Однако в последние годы широкое распространение получило использование вместо текстильного корда армирующих компонентов из стали. Металлический каркас сделал шины значительно крепче, позволил им выдерживать куда большие нагрузки по грузоподъемности, уменьшил износ и расход топлива транспорта. И в развитых странах такие шины заняли доминирующее положение в сегменте шин для грузового транспорта. Стоит ожидать, что грузовые ЦМК-шины начнут победоносное шествие и в России.

В 2009 году объем российского рынка грузовых шин составил 4,2 млн штук. Из них на долю ЦМК-шин пришлось 1,19 млн штук. По итогам 2010 года объем рынка вырос на 50%, превысив, по оценкам компании Michelin, 5,6 млн штук. Компания «Сибур — Русские шины» оценивает итоги 2010 года еще более оптимистично, называя цифру 6 млн штук. Казалось бы, отечественным шинникам можно только радоваться. Однако по итогам того же 2010 года, несмотря на быстрый рост всего шинного рынка, объем продаж ЦМК-шин рос еще быстрее — на 85%. Компания Michelin полагает, что в 2011 году сегмент цельнометаллокордных шин продолжит расти, увеличившись как минимум на 20% в натуральном измерении (см. график 1). Это тоже будет выше средних темпов роста всего рынка грузовых шин — он оценивается всего в 15%.

При этом доля ЦМ

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (752) 9 мая 2011
    Смерть Бен Ладена
    Содержание:
    Срок годности истек

    Устранение Усамы бен Ладена позволяет Соединенным Штатам выйти победителем из затянувшейся «войны с террором». В чем будет состоять новая американская внешнеполитическая стратегия, пока не ясно

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама