Концептуальное дитя

Наука и технологии Двадцать лет назад выпускники Физтеха создали лицей для воспитания интеллектуалов. В духе современного тренда интеллектуалу хотят привить навыки инновационного предпринимателя
Рисунок: Константин Батынков

Малыши в классе были увлечены игрой, в которой мультяшный барсучонок демонстрировал свое умение в счете. «Это наши подготовишки», — шепнула, заглянув к ним, директор 11-го Физтех-лицея в Долгопрудном Марина Машкова. Малыши, может, еще и не знают, как им придется постараться, чтобы в сентябре их приняли в первый класс. Возьмут максимум двадцать человек. Занятия в подготовительных классах не гарантия поступления в этот лицей, спрос на который значительно превышает предложение. Глядя со стороны на приземистое тихое зданьице бывшего детского сада, трудно представить, что здесь находится столь престижное учебное заведение. Однако многие родители не только в Долгопрудном и ближайших районах, но и в Москве хотят отдать своих детей именно сюда. Хотят не столько потому, что лицей связан тесными узами со знаменитым Физтехом: выпускники лицея поступают не только в МФТИ, но и в другие вузы. Зато поступают все.

В сентябре лицею исполнится двадцать лет. Идея его создания принадлежит нескольким преподавателям и выпускникам МФТИ. И дело вовсе не в том, что они были недовольны уровнем абитуриентов, поступавших на Физтех: ребят, хорошо подготовленных в специализированных московских и подмосковных школах или классах, хватало. Скорее они были озабочены будущим собственных детей, подраставших в странное и непредсказуемое время. Дело было в начале девяностых. Печаль от разрушения старых идеалов заглушалась эйфорией свободы и, как казалось, безграничных возможностей.

Физтехи во главе с идеологом проекта Сергеем Гузом, тогда проректором, а ныне завкафедрой МФТИ, нашли Машкову дома, где она сидела с маленьким сыном Гошкой и планировала для начала закончить аспирантуру. До этого она уже успела поработать учительницей русского языка и литературы и инструктором школьного отдела горкома комсомола. Везде она была активна и успешна, многим знакома, вот ее и решили уговорить заняться новой школой. Ответственность немного пугала, но возможность создания необычной школы вдохновляла. В 1991 году специальный класс был открыт на базе 5-й школы Долгопрудного с углубленным изучением физики и математики, затем последовал ряд перемещений, в результате чего лицей оказался в здании бывшего детского сада.

Изначально была поставлена задача создать не просто школу с углубленным изучением физики и математики, а такую, почти идеальную, где каждый ребенок мог бы раскрыть свои таланты. По словам Марины Машковой, сделать это удалось благодаря трем основным моментам: стратегии адаптации для школы системы обучения в МФТИ, сложившейся со времен Петра Капицы; возможности самим верстать программы обучения и воспитания, а также сложившемуся коллективу педагогов, которым было интересно готовить разносторонние личности.

Система обучения в МФТИ привлекала духом энергичной учебы с жесткими барьерами на входе и во время процесса, атмосферой творчества, соревновательности, плавного перехода от теории к практике. Машкова приглашала знающих учителей, которые, как и она сама, зажигались идеей идеальной школы. К