Интернет на высоте

Спецвыпуск Доступ в интернет в самолете — теперь эти услуги пытаются предоставлять и в России. Однако пока он не получает широкого распространения из-за сомнительной рентабельности
Фото предоставлено компанией OnAir

Возможность подключаться к интернету на высоте десять тысяч метров над землей и на скорости свыше 900 километров в час — такой сервис уже давно предоставляют на борту зарубежных авиакомпаний. Первой это начала делать Lufthansa: в 2004 году на маршруте Мюнхен—Лос-Анжелес пассажиры смогли открывать свои любимые веб-страницы или вести электронную переписку.

Правда, поначалу скорость была маловата — всего 56 килобайт в секунду, но уже скоро технологии позволили увеличить ее в разы, дав пассажирам возможность скрасить многочасовой полет доступом в сеть.

Вслед за Lufthansa услуги доступа в интернет на борту начали внедрять другие авиакомпании. Сейчас этот сервис предоставляют почти все крупнейшие авиакомпании мира. В США подключить ноутбук или смартфон к интернету можно, например, на рейсах American Airlines, Delta, United Airlines, Virgin America, AirTran, US Airways, Alaska Airlines. В Азии — в самолетах Oman Air, Singapore Airlines, Asiana Airlines, Korean Air, China Airlines. В Северной Америке активно развивает такие услуги Air Canada. В Европе помимо Lufthansa выходить в интернет можно, например, на рейсах Air France, British Airways, SAS. В общей сложности, по оценкам британской исследовательской компании INDC, порядка четырех тысяч самолетов во всем мире оснащены доступом в интернет, и их число продолжает расти.

Россия же сильно отстает — только с декабря прошлого года услуги доступа в интернет в самолете в тестовом режиме начала предоставлять компания «Мегафон».

Деньги на воздух

Понятно, что обеспечивать устойчивым доступом в интернет самолет, передвигающийся высоко над землей с огромной скоростью, технологически непросто. Сегодня существует несколько основных технологий, позволяющих оказывать подобные услуги. Принципиально они делятся на два типа. Первый — когда самолет получает и передает информацию с наземных станций связи. Второй — когда он это делает с помощью связи со спутниками.

Технологии связи с наземными станциями прежде всего распространены в США. Это и понятно: ведь самолет на внутренних рейсах движется обычно над большой территорией, уже оснащенной наземными передающими станциями. Операторам остается слегка доработать инфраструктуру — направить сигнал с вышки еще и вверх. Воздушное судно во время движения обменивается сигналами с этими наземными станциями. Так, например, работает система связи на самолетах американской компании Go-Go (она принадлежит телекоммуникационному провайдеру Aircell).

На межконтинентальных рейсах, когда маршрут пролегает над океаном, наземные вышки, естественно, использовать невозможно. Поэтому технологии связи здесь основаны на получении сигналов через спутники. Lufthansa первой начала предоставлять услуги доступа в интернет на основе технологии FlyNet, когда обмен информацией происходит с помощью спутникового оборудования.

В России «Мегафон» внедряет услуги связи в самолетах в сотрудничестве с известной международной компанией OnAir (создана в 2005 году как совместное предприятие швейцарской ИТ-компаниии