К свадьбе готов

Русский бизнес
«Эксперт» №24 (758) 20 июня 2011
На базе автомобильного проекта Volga Siber, закрытого в конце прошлого года, будет запущено два автосборочных производства — с немецкой корпорацией Volkswagen Group и c американской General Motors. За их счет Группа ГАЗ рассчитывает окупить сотни миллионов долларов, вложенных в оборудование и реконструкцию завода
К свадьбе готов

«Свадьба» — так на производственном сленге называется процесс стыковки кузова автомобиля и его шасси. В цехе сборки автомобилей JR-41 в Нижнем Новгороде «свадеб» не было почти уже восемь месяцев. JR-41 — кодовое название проекта Volga Siber. Последний машинокомплект Siber был собран 30 октября 2010 года, а всего с начала серийного производства в июле 2008 года было произведено 9 тыс. автомобилей Volga Siber. Больше он производиться не будет.

Во время нашей экскурсии по цехам JR-41 автора этих строк не покидало двойственное ощущение. С одной стороны — чувство утраты. Пустые цеха, ни души, только минимальная оснастка да выключенные роботы. У российских автомобилестроителей не стало собственного легкового автомобильного проекта, по качеству и компетенциям намного превосходящего другие русские производства легковых машин. С другой — радовало, что Группа ГАЗ смогла быстро выкарабкаться из кризиса и даже такой финансово неудачный проект, как Volga Siber, готова превратить во что-то эффективное и стоящее. «Свадебное» ложе Siber в ближайшее время могут занять четыре модели автомобилей от двух производителей — Volkswagen Group (VW) и General Motors (GM). Бывший руководитель дивизиона легковых автомобилей Группы ГАЗ, а ныне управляющий директор автомобильного завода ГАЗ Леонид Долгов рассказывает, как планируется загрузить эти мощности под новый проект сборки автомобилей Volkswagen и Škoda. Здесь и в двух других соседних цехах в скором времени начнется сварка, окраска и сборка автомобилей Volkswagen Jetta, Škoda Octavia и Škoda Yeti.

Йети на новом месте

В соответствии с соглашением Volkswagen Group и Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде будет организован полный цикл производства. Старт производства Škoda Yeti намечен на четвертый квартал 2012 года (см. таблицу).

Производственные мощности проекта контрактной сборки для VW в Нижнем составят 110 тыс. автомобилей в год, что сопоставимо с нынешними мощностями Volkswagen в Калуге. Но инвестиции в него составят 200 млн евро, из которых 115 млн проинвестирует Volkswagen Group. Остальное возьмет на себя Группа ГАЗ. Этим-то проект и выгоден для VW: экономятся время и деньги на расширение мощностей в России. Еще бы, ведь инвестиции Volkswagen Group в сопоставимое по мощности производство в Калуге на сегодня составляют около 570 млн евро. Время на растущем автомобильном рынке России тоже важно. Развернуть производство в Нижнем Новгороде можно быстро. Для полноценной CKD-сборки (которая важна в рамках беспошлинного режима промышленной сборки в рамках 166-го постановления правительства) там почти все готово, за исключением сварочного цеха — это будет единственное капиталоемкое вложение. Цех покраски и цех сборки JR-41 без глубокой доработки и с минимальными затратами могут быть использованы под новый совместный проект с VW. Например, в бывшем сборочном цехе JR-41 кое-где надо будет заменить лишь специфическое оборудование да закупить новый инструмент.

По-видимому, эти цеха и станут основными инвестициями Группы ГАЗ в проект. «