Дело в пробирке

Русский бизнес
«Эксперт» №29 (763) 25 июля 2011
Независимая лаборатория «Инвитро» намерена стать крупнейшим в России игроком на рынке лабораторной диагностики. Компания делает ставку на сервис и качество выполняемых исследований
Дело в пробирке

В России мало примеров успешного медицинского бизнеса, который бы бурно развивался и был способен тиражироваться. Это связано со спецификой отрасли отечественного здравоохранения, ее непрозрачностью. Недофинансированные государством лечебные учреждения, стремясь выжить, по факту оказывают платные услуги. Состязаться в издержках рыночные компании не могут, а значит, их развитие ограничено. Медицинский бизнес укрепился только в нишах однопрофильных услуг — прежде всего в стоматологии, эстетической медицине, репродуктивных технологиях. Однако добиться активного роста — подобного тому, что происходил в последние годы в продовольственной, одежной, обувной рознице, — ему не удавалось. Одно из исключений — компания «Инвитро», она занимается лабораторной диагностикой и стала первой частной компанией на этом поприще. Сегодня медицинские офисы «Инвитро» по приему анализов открываются на каждом углу в столице и крупных городах России, а оборот растет не менее чем на 40% в год. Ежемесячно «Инвитро» проводит около миллиона тестов и каждый день обследует 10 тыс. человек. Это самая крупная компания на отечественном рынке частных медицинских услуг: в ее составе около 300 приемных офисов (более половины открыты по франчайзингу) и четыре исследовательские лаборатории. Сегодня «Инвитро» намерена освоить еще и самый сложный медицинский рынок — лечебный. Ее новая сеть «Лечу» может впоследствии составить конкуренцию государственным поликлиникам. Владельцы считают, что и в новом бизнесе, так же как и в «Инвитро», ключевыми преимуществами компании будут бренд и сервис.

Анализы за один день

Основатель «Инвитро» Александр Островский пришел в лабораторный бизнес из медицинской среды. Врач-реаниматолог, он проработал 15 лет в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, а в 1990-е годы, на предпринимательской волне, решил создать лечебный бизнес. Имея большой опыт работы в медицинской сфере, в общении с пациентами, он понял важнейшую потребность рынка — это высокотехнологичные клинико-диагностические лаборатории.

Сначала Островский с партнерами основал компанию ОМБ, которая занималась импортом медицинского оборудования и расходных материалов в отечественные клиники. Вырученных денег поначалу хватило только на клинико-диагностическую лабораторию, которая проводила самые простые исследования. Новая компания «Инвитро» (в переводе с латинского — в стекле) стала специализироваться на анализах для столичных больниц: общий анализ крови, мочи, биохимические и гормональные исследования, ПЦР (полимеразная цепная реакция). Поначалу дело развивалось вяло, однако после 1995 года спрос на исследования со стороны клиник неожиданно вырос — увеличились госрасходы на здравоохранение. Пользуясь этим, владельцы «Инвитро» улучшили возможности своей лаборатории: закупили новые реагенты и оборудование, в том числе автоматические анализаторы, которые позволяли избегать ошибок, свойственных исследованиям, проводимым вручную. Это дало возможность компании пополнить ассортимент новыми тестами и исследования

Независимая лаборатория «Инвитро» была основана медиком Александром Островским в середине 1990-х годов. Сначала она являлась частью созданного им ранее ООО «ОМБ», компании — импортера медицинского оборудования и расходных медицинских материалов на российский рынок. В 1998 году «Инвитро» стала самостоятельным бизнесом. Первое время компания выполняла заказы на исследования медицинских центров, впоследствии начала работать на конечного потребителя, запустив розничную сеть. Сегодня «Инвитро» — одна из самых крупных и динамичных компаний на отечественном рынке частных медицинских услуг. В 2010 году ее оборот превысил 3 млрд. рублей. В ее состав входит около трехсот медицинских офисов «Инвитро», как собственных, так и франчайзинговых, во всех федеральных округах России, кроме Дальневосточного. Компания владеет четырьмя современными лабораториями, где ежемесячно проводится около миллиона тестов. В последнее время начала осваивать лечебный рынок, развивая сеть лечебных центров «Лечу».