Несмотря на громкие декларации и правительственные решения, Россия теряет свои позиции в конкурентной борьбе за создание международного финансового центра. Похоже, львиную долю эмитентов, инвесторов и посредников устраивает нынешний статус-кво

Рисунок: Игорь Шапошников

Тот факт, что российский финансовый рынок должен обрести контуры международного финансового центра (МФЦ), у нас осознали в середине 2000-х. Цели формирования МФЦ, а также меры по их достижению впервые были сформулированы в 2006 году Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). Идея была активно подхвачена чиновниками, и даже президент Дмитрий Медведев поставил такую задачу в своем послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года. На формирование МФЦ была ориентирована Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена в декабре 2008-го), позднее появился и План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации (утвержден в июле 2009 года).

Однако принятые на высшем государственном уровне решения исполняются неудовлетворительно. По нашим оценкам, из 24 проектов федеральных законов, конкретный срок внесения которых в правительство был установлен в «Плане мероприятий…» (девять в 2009 году, 13 в 2010-м и один в 2011-м), к июню 2011 года было внесено лишь восемь, и все с опозданием. А силу закона из этих восьми обрели лишь два. При этом последние потеряли большую часть решений тех проблем, ради которых они, собственно, и писались. Наиболее ярким примером стали изменения в налоговом законодательстве. Если в плане ставилась задача снизить налоговое бремя на инвесторов на финансовом рынке по крайней мере по 11 направлениям, то в реальных изменениях такое сокращение было осуществлено в полной мере лишь в части сальдирования прибыли и убытков по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Налогообложение закрытых паевых инвестиционных фондов было, напротив, ужесточено, а льгот по налогу на дивиденды не получили инвесторы, которые вкладываются в инструменты, обращающиеся на финансовом рынке.

Поскольку в Концепции создания МФЦ предполагалось, что все необходимые изменения в законодательство будут внесены в течение первой фазы «процесса построения МФЦ», которая ограничена 2010 годом, следует признать, что План мероприятий по созданию МФЦ полностью провален. Приходится констатировать, что в повседневной работе правительства задача формирования МФЦ имеет крайне низкий приоритет.

Дело усугубляется тем, что и среди операторов финансового рынка, похоже, нет однозначной заинтересованности в продвижении к МФЦ, большинство игроков устраивает статус-кво. Крупнейшие эмитенты имеют нормальный выход на мировые рынки, а наиболее динамичные средние предприятия либо изначально формировались с центром прибыли в иностранной юрисдикции, либо перенесли холдинг за границу в последнее десятилетие в качестве ответа на ослабление защиты прав собственности в России. Внутренние инвесторы у нас фактически отсутствуют; собственники крупных финансовых ресурсов предпочитают инвестировать их за пределами страны — тоже в силу низкого уровня защиты инвесторов. Финансовые посредники долгое время были основными лоббистами формирования МФЦ в России, однако произошедшее в посл

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (763) 25 июля 2011
    Медиаскандал
    Содержание:
    Империя под ударом

    Медийный скандал в Британии ставит вопросы об отношениях СМИ, политики и общества, причем не только на Британских островах, но и за их пределами

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама