Прощальные гастроли

Культура
Москва, 25.07.2011
«Эксперт» №29 (763)
Национальная танцевальная компания Испании на глазах российской публики простилась со своим прекрасным прошлым

Фото: Архив пресс-службы

С выдающимися деятелями культуры не церемонятся не только в России. Один из ведущих хореографических коллективов Европы, обязанный своей славой Начо Дуато, прибыл на Чеховский фестиваль без своего многолетнего лидера. В конце прошлого сезона в Испании разразился громкий скандал: чиновники решили, что страна нуждается в государственной балетной компании, которая будет ставить что-нибудь величественное и красивое, в диадемах и на пуантах. Единственным возможным плацдармом для проведения новой культурной политики оказалась труппа Начо Дуато, которого информировали о том, что его двадцатилетнее сотрудничество с компанией закончится в 2012 году. Но хореограф не стал ждать — и хлопнул дверью прошлым летом. Один из самых востребованных персонажей балетного мира, он тут же подписал заманчивый контракт с Михайловским театром и — парадокс театральной жизни! — сейчас с воодушевлением готовит в Петербурге собственную версию «Спящей красавицы» — в трех актах и на пуантах. Испанцы ответили приглашением на пост главы Национальной танцевальной компании не менее прославленной звезды — танцовщика и начинающего хореографа Хосе Мартинеса. Но обязательства перед Opera National de Paris позволяют ему вступить в должность только осенью этого года.

Москва увидела Национальную танцевальную компанию Испании на перепутье. Большую часть гастрольного репертуара составили постановки 2000-х годов: Дуато подарил наследникам право на исполнение ряда своих спектаклей до конца этого сезона. Программа включала также две постановки, попавшие в репертуар практически случайно — в этом сезоне, когда долгосрочные планы были отменены.

Впрочем, Национальная танцевальная компания Испании никогда не была труппой одного хореографа: там шли балеты Килиана и Матса Эка, которых Дуато считает своими учителями, ставили спектакли и более молодые хореографы. Швед Александр Экман, автор спектакля Flockwork, выглядит продолжением этой традиции: он, совсем как Дуато, начинал в «Кульберг-балете», Эка танцевал в Нидерландском танцевальном театре, а сейчас приглашен стать его штатным хореографом. Искусство для него — возможность выразить свою социальную позицию, и Flockwork с его исследованием феномена толпы можно было бы назвать плакатом, если бы в этом получасовом спектакле насмешливость и язвительность были разбавлены хоть каплей пафоса. К счастью, Экман, как раз постановкой Flockwork дебютировавший в NDT как хореограф, был заинтересован профессиональными возможностями коллег, сочетающих танец и актерские таланты в самых разных проявлениях.

Француз Филипп Бланшар, проделавший тот же путь, что и Дуато с Экманом, только в обратном направлении (из NDT, через Batsheva Dance Company Охада Нахарина в «Кульберг-балет» и собственную труппу, базирующуюся в Стокгольме), попытался приживить танцовщиков испанской компании к своему проекту Noodles, который находится в работе уже много лет. Noodles начинается с провокации: на сцену выходит женщина, объявляющая, что по техническим причинам начало спектакля задержитс

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (763) 25 июля 2011
    Медиаскандал
    Содержание:
    Империя под ударом

    Медийный скандал в Британии ставит вопросы об отношениях СМИ, политики и общества, причем не только на Британских островах, но и за их пределами

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама