Рациональное зерно

Спецвыпуск
Панорама страхования
«Эксперт» №36 (769) 12 сентября 2011
Для стабилизации доходов сельхозпроизводителей новая система агрострахования должна исключать возможность применения страховых схем и в значительной мере дополняться страхованием без господдержки
Рациональное зерно

25 июля 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”». Новый закон — это «перезагрузка» всей рыночной системы поддержки сельхозпроизводителей. Несостоятельность прошлой модели выявила засуха 2010 года, когда ущерб, нанесенный сельхозпроизводителям, был покрыт в основном за счет средств федерального и региональных бюджетов (46,1 млрд рублей), в то время как страховые компании потратили на выплаты лишь 7,7 млрд рублей.

С вступлением России в ВТО страхование останется одним из немногих разрешенных инструментов поддержки сельхозпроизводителей, тогда как прямые субсидии АПК должны быть сокращены. В этих условиях реформа системы сельскохозяйственного страхования с господдержкой становится все более актуальной.

Что изменилось

В связи с недостатком финансирования новая система сельскохозяйственного страхования с господдержкой концентрируется на страховании катастрофических рисков. В результате увеличивается охват сельхозпроизводителей страхованием, а стоимость его снижается. Еще одна принципиальная новация — решение проблемы разрыва ликвидности у сельхозпроизводителей в период посевных работ, так как страхователь должен будет выплачивать лишь 50% страховой премии (раньше было 100%). Оставшиеся 50% будут перечисляться напрямую в страховую компанию. Кроме того, для повышения надежности системы создается компенсационный фонд по аналогии с фондом Российского союза автостраховщиков.

Законом вводится понятие сельскохозяйственного планирования — общий объем государственной поддержки будет определяться на основании плана. Он должен быть утвержден не позднее 30 апреля года, предшествующего плановому. План на 2012 год следует принять в крайне сжатые сроки — не позднее 1 февраля. Кроме того, за оставшиеся несколько месяцев необходимо разработать и принять целый ряд подзаконных актов — правила предстраховой экспертизы, оценки ущерба, расчета страховых тарифов. Каждый субъект РФ должен принять свои правила оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования. Эффективность реализации нового закона во многом зависит от своевременности и корректности принятия этих нормативных документов.

Застраховаться от схем

Чтобы система действительно заработала, необходима взаимная заинтересованность всех сторон — государства, сельхозпроизводителей и страховщиков. Есть опасность, что сельхозпроизводители будут воспринимать страховые взносы не как плату за приобретение страховой защиты, а лишь как условие получения безвозмездных дотаций от государства, ведь страховыми будут признаваться лишь те негативные события, которые привели к потере более 30% урожая. «К основным ограничениям принятого закона можно в первую очередь отнести трактовку термина “утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры”, подразумевающую снижение фактического урожая на 30 процентов и более по отношению к запланированному уровню.

По мнению «Эксперт РА», эффективная система сельскохозяйственного страхования с господдержкой должна быть построена на следующих принципах:

• добровольность;
• заинтересованность сельхозпроизводителя;
• риск-менеджмент;
• многовариантность продуктовой линейки;
• стимулирование эффективных сельхозпроизводителей;
• равный доступ к получению субсидий со стороны сельхозпроизводителей;
• сбалансированность;
• прозрачность и отлаженность системы перечисления субсидий;
• создание надежной и многоуровневой системы страховой защиты;
• обязательность института независимой экспертизы.