Smart не значит дорого

Международный бизнес
«Эксперт» №36 (769) 12 сентября 2011
После кризиса массовые производители бытовой техники из Юго-Восточной Азии начали вытеснять высокотехнологичные бренды, предлагая доступные по цене копии
Smart не значит дорого

"Электронные помощники — последнее, от чего откажутся современные потребители. Рынок бытовой техники вновь растет!" — главный директор всемирной выставки IFA (International Funkausstelling) в Берлине Йенс Хайтхеккер не скрывал своего воодушевления. IFA — самая авторитетная в мире выставка потребительской электроники, где компании демонстрируют новинки и становятся всемирно известными (именно здесь впервые заявила о себе корпорация Samsung). В этом году она собрала рекордное количество участников — около двух тысяч, на 40% больше, чем в прошлом году. Такого притока организаторы не ожидали: в кризисные годы число участников уменьшилось, из-за падения спроса компании старались сократить издержки.

Восклицание директора IFA имеет под собой почву — в последний год продажи электроники в мире действительно начали расти. В первом квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 4%. Это больше, чем у других глобальных потребительских отраслей, — те дают увеличение от силы 1–2% в год.

Если же разбирать детали картины, то реально рост рынка электроники обеспечивают всего два сегмента — смартфоны и планшетные компьютеры. Продажи традиционной электроники, в том числе обычных компьютеров и ноутбуков, остаются стабильными, а то и падают. Платежеспособность потребителей во всем мире снизилась, и в ближайшее время не вернется к докризисному уровню. Убытки несут прежде всего высокотехнологичные лидеры рынка, например, такие компании, как американская Hewlett-Packard (HP) или японская Sony, которые сегодня вынуждены отказываться от многих направлений своего бизнеса.

Ажиотаж на последней IFA обеспечили массовые бренды из ЮВА. Игроки из Кореи, Тайваня, Индонезии, Китая презентовали на выставке копии дорогих технологичных брендов, но более доступные по цене. Такие компании сегодня демонстрируют рост в 15–20%, поскольку соответствуют главному стремлению посткризисного потребителя — получить по прежней цене товар с лучшими качественными характеристиками.

Из сборщиков в производители

Азиатские массовые производители бытовой электроники, как правило, начинали на рынке как поставщики комплектующих, оборудования либо как контрактные производители. Они получили возможность развития в кризис, когда резко повысились издержки у электронных брендов. Быстрому взлету азиатских компаний способствовали низкие издержки (прежде всего за счет рабочей силы) и близость к сырью и комплектующим. К тому же, работая в последние десятилетия на западные компании, азиаты обзавелись достаточными компетенциями для производства качественных продуктов, и это стало решающим конкурентным преимуществом. На IFA презентации турецкой Vestel или китайской Haier почти не уступали презентациям европейских компаний, а по количеству новинок зачастую и превосходили.

Под новинками имеются в виду не только пылесосы или стиральные машины, но и планшетные компьютеры, смартфоны, жидкокристаллические и плазменные телевизоры — ниши, где традиционно лидируют более дорогие бренд