Москва, 25.08.2016

Японская школа торговли

Русский бизнес / Интернет-торговля Ozon.ru привлекает инвестиции японской компании Rakuten, чтобы научиться работать с партнерскими интернет-магазинами. Если учеба пойдет впрок, компания превратится из интернет-гипермаркета в интернет-молл
Фото: Олег Слепян
  1. Слабо без костылей?
  2. Не в деньгах несчастье
    Несмотря на некоторый дефицит рублевой ликвидности, ситуация в банковской системе далека от кризисной, а темпы роста кредитов более или менее соответствуют спросу на деньги реального сектора экономики. Замедление динамики промышленного производства, вероятнее всего, определяется немонетарными факторами


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
Ознакомиться с вариантами подписки можно ниже
220 месяц

Доступ к материалам журнала «Эксперт»

Доступ к архивным материалам открыт только подписчикам. Все варианты подписки
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Ozon.ru, лидер российской интернет-торговли, привлек рекордные для этого рынка инвестиции — 100 млн долларов. Один из четырех инвесторов, японская интернет-компания Rakuten, судя по всему, стратегический. Хотя в совокупности ей и трем фондам — ru-Net, Index Ventures, Alpha Associates, по оценкам экспертов, досталось не более 10% акций Ozon.ru, для российского ритейлера приход японцев может означать частичное изменение модели бизнеса. Дело в том, что Rakuten — это торговая платформа, агрегирующая множество интернет-магазинов. «Мы напечатали на каталоге “гипермаркет”, но сейчас понимаем, что требуется что-то более масштабное. В дальнейшем мы будем позиционироваться как мегамаркет», — говорит Маэль Гавэ, генеральный директор Ozon.ru.

Цель перепозиционирования — резко увеличить темпы роста. Компания планирует в течение трех-пяти лет нарастить выручку в семь раз, с 140 млн долларов до 1 млрд, доля рынка при этом должна вырасти с 2 до 5%. Инвестиции пойдут как на расширение ассортимента, так и на увеличение складских запасов. Площадь самого склада, составляющая сегодня 12 тыс. кв. м, увеличится в два-три раза, в том числе для того, чтобы его услугами могли пользоваться магазины — партнеры Ozon.ru.

Неизвестный и неудовлетворенный спрос

Каждое утро Маэль Гавэ начинает с просмотра жалоб клиентов. Больше всего покупателей возмущает, когда Ozon.ru срывает обещанные сроки доставки, и для Маэль это обиднее всего. «Часто это происходит не по нашей вине, а из-за того, что поставщик обещал доставить товар в определенные сроки, но что-то произошло: думали, что на складе 50 наименований, оказалось 20, пошел снег — все что угодно. Неважно, почему произошел сбой, клиент в любом случае недоволен магазином — ведь это мы ему обещали», — объясняет она.

В компании нашли парадоксальный с точки зрения мирового опыта интернет-торговли выход из этой ситуации — держать на складе весь товар, чтобы в момент клика «купить» он был в наличии (в Европе и США считается нормальным иметь на складе половину). «Amazon широко использует такую схему: покупатель делает заказ, и тут же или в течение 12 часов товар отправляется на склад Amazon или напрямую к заказчику. У нас никто из поставщиков не умеет так работать», — объясняет Маэль Гавэ. Важно иметь не просто 100% наименований товара (у Ozon.ru и сейчас на складе 100% наименований книг, а с учетом других категорий в среднем получается 90–95%). Допустим, нужная книга на складе есть, и покупатель получит ее довольно быстро. Но что будет, если за такой же книгой на сайт придет следующий клиент? Он увидит, что ждать нужно две недели, пока товар поступит на склад, а потом еще, пока заказ привезут домой. На такое он готов только ради библиографической редкости. В итоге образуется неудовлетворенный спрос, о размерах которого в компании могут только догадываться. «Когда мы прогнозируем спрос, программа оценивает его так: если в этом месяце мы продали два товара, наверное, в следующем месяце потребуется тоже два. Можно было бы поставить три и пр

Rakuten - один из крупнейших игроков интернет-рынка


ТАСС

Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября

«Мираторг» с заднего входа

532 фотографии, 167 видеозаписей и 216 аудиофайлов диктофона — столько информации собрал спецкор «Эксперта», чтобы ответить на вопрос, в чем причина и каковы последствия повсеместного доминирования продукции «Мираторга» на полках российских магазинов

«Уравновешенный человек с интересом занимается всем»

Ученица знаменитой московской Второй школы стала лучшей в индивидуальном рейтинге V Европейской математической олимпиады для девушек. С директором школы Владимиром Овчинниковым мы беседуем о базовых принципах создания отличной школы