Японская школа торговли

Русский бизнес / Интернет-торговля Ozon.ru привлекает инвестиции японской компании Rakuten, чтобы научиться работать с партнерскими интернет-магазинами. Если учеба пойдет впрок, компания превратится из интернет-гипермаркета в интернет-молл
Фото: Олег Слепян

Ozon.ru, лидер российской интернет-торговли, привлек рекордные для этого рынка инвестиции — 100 млн долларов. Один из четырех инвесторов, японская интернет-компания Rakuten, судя по всему, стратегический. Хотя в совокупности ей и трем фондам — ru-Net, Index Ventures, Alpha Associates, по оценкам экспертов, досталось не более 10% акций Ozon.ru, для российского ритейлера приход японцев может означать частичное изменение модели бизнеса. Дело в том, что Rakuten — это торговая платформа, агрегирующая множество интернет-магазинов. «Мы напечатали на каталоге “гипермаркет”, но сейчас понимаем, что требуется что-то более масштабное. В дальнейшем мы будем позиционироваться как мегамаркет», — говорит Маэль Гавэ, генеральный директор Ozon.ru.

Цель перепозиционирования — резко увеличить темпы роста. Компания планирует в течение трех-пяти лет нарастить выручку в семь раз, с 140 млн долларов до 1 млрд, доля рынка при этом должна вырасти с 2 до 5%. Инвестиции пойдут как на расширение ассортимента, так и на увеличение складских запасов. Площадь самого склада, составляющая сегодня 12 тыс. кв. м, увеличится в два-три раза, в том числе для того, чтобы его услугами могли пользоваться магазины — партнеры Ozon.ru.

Неизвестный и неудовлетворенный спрос

Каждое утро Маэль Гавэ начинает с просмотра жалоб клиентов. Больше всего покупателей возмущает, когда Ozon.ru срывает обещанные сроки доставки, и для Маэль это обиднее всего. «Часто это происходит не по нашей вине, а из-за того, что поставщик обещал доставить товар в определенные сроки, но что-то произошло: думали, что на складе 50 наименований, оказалось 20, пошел снег — все что угодно. Неважно, почему произошел сбой, клиент в любом случае недоволен магазином — ведь это мы ему обещали», — объясняет она.

В компании нашли парадоксальный с точки зрения мирового опыта интернет-торговли выход из этой ситуации — держать на складе весь товар, чтобы в момент клика «купить» он был в наличии (в Европе и США считается нормальным иметь на складе половину). «Amazon широко использует такую схему: покупатель делает заказ, и тут же или в течение 12 часов товар отправляется на склад Amazon или напрямую к заказчику. У нас никто из поставщиков не умеет так работать», — объясняет Маэль Гавэ. Важно иметь не просто 100% наименований товара (у Ozon.ru и сейчас на складе 100% наименований книг, а с учетом других категорий в среднем получается 90–95%). Допустим, нужная книга на складе есть, и покупатель получит ее довольно быстро. Но что будет, если за такой же книгой на сайт придет следующий клиент? Он увидит, что ждать нужно две недели, пока товар поступит на склад, а потом еще, пока заказ привезут домой. На такое он готов только ради библиографической редкости. В итоге образуется неудовлетворенный спрос, о размерах которого в компании могут только догадываться. «Когда мы прогнозируем спрос, программа оценивает его так: если в этом месяце мы продали два товара, наверное, в следующем месяце потребуется тоже два. Можно было бы поставить три и пр

Rakuten - один из крупнейших игроков интернет-рынка