Дайте картона хорошего!

Русский бизнес
Упаковка
«Эксперт» №38 (771) 26 сентября 2011
Рынок картонной упаковки успешно преодолел кризис, вернувшись к ранее достигнутым рубежам, но столкнулся с дефицитом качественного и дешевого сырья
Дайте картона хорошего!

Отрасль по производству картонной упаковки (гофроупаковки), в 2008–2009 годах пережившая жесточайший кризис, стала выправляться. До кризиса темпы роста у игроков этого рынка не опускались ниже 7% в год благодаря открытию все новых и новых заводов и фабрик по производству потребительских и продовольственных товаров, нуждающихся в упаковке своей продукции. Именно поэтому рост спроса на гофроупаковку был раза в два выше, чем в среднем по миру. 2010 год вновь выдался удачным. Производители гофротары вышли на докризисный уровень по темпам роста — 7,6%, причем цены росли еще быстрее — они увеличились на 30%.

Однако в перспективе ситуация на этом рынке может стать не столь безоблачной. На рынке избыток мощностей по производству гофроупаковки, кто-то из ее производителей для завоевания большей доли рынка рано или поздно обязательно начнет цены снижать. Несмотря на хорошую конъюнктуру, средний показатель загрузки мощностей (а в большинстве своем это новые производства) оценивается в 70%. Весьма показательны примеры тех компаний, загрузка у которых существенно больше. «Наши производственные мощности по выпуску тарного картона загружены на 80–85 процентов, — рассказывает аналитик Пермского ЦБК Григорий Гусев, — однако дальнейшая загрузка мощностей на рынке будет сопровождаться усилением дефицита сырья». У Пермского ЦБК такой проблемы нет, поскольку компания имеет собственные возможности по производству сырья — картона.

Вообще, тема сырья на рынке гофроупаковки сейчас ключевая. Похоже, производители гофроупаковки близки к фазе стагнации: конкуренция высока, цены больше не повысишь, однако из-за олигопольной ситуации на рынке сырья (здесь доминируют три игрока — группа «Илим», Архангельский ЦБК и Mondi) постоянно растут издержки. А из-за технологической стагнации в перспективе ожидается появление на рынке иностранных игроков.

Выход из тупиковой ситуации один — обзаводиться собственными мощностями по переработке макулатуры или целлюлозы в картон.

Привыкшие к малому

Есть такой бородатый анекдот про нового русского: «Купил за два рубля, продал за четыре — на эти два процента и живу». Для гофроупаковки ссылка на два процента приобретает вполне буквальное значение. Так, гендиректор компании ГОТЭК Владимир Чуйков в своей статье в отраслевом журнале «Тара и упаковка» указывает, что «средняя рентабельность продаж в отрасли по показателю EBIT находится на уровне 4–5%». Между тем рентабельность отраслей — потребителей ее продукции (пищевая промышленность, бытовая химия и т. д.) в два-четыре раза выше. А поставщики сырья (производители бумаги и картона) могут похвалиться рентабельностью и вовсе в пять-шесть раз выше. При таких доходах игроки гофрорынка в последние годы всё более вдумчиво стали относиться к расширению бизнеса и новым инвестициям.

В принципе, низкая доходность гофроупаковочного бизнеса оправданна: барьер входа в этот рынок весьма низкий, и поэтому, в отличие от его поставщиков и потребителей, конкурентный накал здесь высокий. Сейчас производственные мощно